Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО

Елена Петренко
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка

в период ранней адаптации к ДОО»

Петренко Елена Александровна

Воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 17 «Алёнка»

Аннотация

Современное общество нацелено на научно-обоснованное, гуманное отношение к организации и содержанию психолого-педагогической работы в образовательной сфере. Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, Государственного Стандарта Педагога способствует активному поиску инноваций в дошкольной сфере, пересмотру устаревших взглядов на психолого-педагогическое сопровождение дошкольного детства. Одним из таких вопросов является адаптация детей в ДОУ. В статье рассмотрены современные формы работы педагога-психолога с детьми раннего возраста, в рамках осуществления программы «Теремок», нацеленные на комфортное проживание ребенком сложного периода привыкания к новому социальному окружению. Результативность работы специалиста отражена в итоговой диагностике воспитанников и выражена снижением психологического дискомфорта у всех участников образовательного процесса.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО» размещена в разделах

Введение

Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [6] определяет ключевые направления психолого-педагогической работы в системе дошкольного образования: «Одной из важнейших задач модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация», что предполагает в том числе: «защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста». Таким образом, актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке новых действенных приемов и методов, способствующих повышению адаптационных возможностей детей, поступающих в ДОУ.

Темой данной работы является «Психолого-педагогическое сопровождение ранней адаптации детей к условиям ДОУ» в рамках осуществления программы «Теремок».

Целью работы является поиск новых методов и приемов, способствующих сохранению и укреплению психологического и физического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации в ДОУ. Отсюда следуют следующие задачи работы: определить основные методы и приемы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников посредством изучения основных публикаций по теме, подтвердить (опровергнуть) эффективность использования новых методов профилактики дезадаптации в раннем возрасте.

Основная часть

Изучением темы ранней адаптации занимались такие специалисты, как А. И. Жукова, Н. Д. Ватутина, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова- Ямпольская, Н. М. Аксарина, и др. Авторы указывают на «необратимость негативных последствий в личностном развитии ребенка в случаях неготовности его к переходу в новые социальные условия» [3] Подчеркивают важность целенаправленного, дифференцированного подхода к планированию адаптационных мероприятий. Реализация работы в условиях ДОУ проходит через решение следующих задач:

1. обеспечение положительной эмоциональной атмосферы в группе детей;

2. формирование у каждого ребенка активной познавательной и игровой деятельности, как главных механизмов развития;

3. создание доверительных взаимоотношений между ребенком и взрослым;

4. психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов [3,4]

Отечественные специалисты выделяют следующие основные методы в адаптационной работе :

- диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ через ведение индивидуальных листов адаптации на каждого ребенка с последующим учетом полученных данных

-анкетирование родителей воспитанников и педагогов по теме

- проведение подгрупповых и индивидуальных консультаций и лекций для родителей

-организация адаптационных занятий с детьми

-наблюдения за детьми в повседневной жизни группы и в общении с родителями [3,2]

Исходя из принципа амплификации развития, предусмотренным программой «Теремок», согласно которому «психическое развитие личности на каждой возрастной стадии осуществляется непосредственно в процессе деятельного освоения социокультурного опыта, через системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей» [5]; адаптационные занятия с детьми раннего возраста должны быть организованы с учетом познавательной потребности воспитанников и наибольшей эмоциональной комфортности, реализуемой за счет использования следующих приемов:

-внедрения элементов разнообразных психотехник (арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, телесноориентированной терапии и др)

- организации совместных адаптационных занятий с детьми и родителями

-осуществление психолого-педагогической пропаганды родителей воспитанников через интернет-ресурсы, социальные сети и использование индивидуальных сайтов ДОУ.

Проведенная нами аналитическая работа доказала эффективность внедрения новых методов в организации адаптационных мероприятий с детьми раннего возраста. Так, по итогам начальной диагностики, только 4 (20%) родителям было известно, что во второй группе раннего возраста проводится работа по адаптации детей, 10 (50%) родителей не обладали данной информацией, еще 4 (25%) родителей воздержались от ответа. Но благодаря активной пропаганде деятельности ДОУ на личном сайте, организации вебинаров по теме, в конце учебного года все родители группы имели представления о проводимой специалистами в ДОУ работе, отмечали полезность информации, активно использовали полученные знания на практике. Диагностика уровня детской адаптированности в сентябре показала, что только 3 (15%) детей адаптируются легко, 13 детей (65%) переживают период привыкания к саду в средней степени тяжести: некоторое время плачут после ухода родителей, неохотно берутся за игрушки; и 4 ребятишек (20%) сложно переживают адаптационный период. По окончании учебного года процентное соотношение количества детей с легкой и средней степенью адаптации значительно изменилось. Только 5 детей из 20 (25%) адаптировались к новым социальным условиям в средней степени тяжести, один ребенок (5%) адаптировался тяжело : часто болел, находился длительное время в отпусках. Остальная группа детишек пережила сложный период в легкой форме. Уже к ноябрю оставались на полный день, в течение года болели не чаще 3-4 раз. Анкетирование родителей показало возросшую активность в процессе обсуждений педагогических тем на сайте ДОУ, вебинарах; к концу учебного года воспитатели второй группы раннего возраста отметили сплоченность родительского коллектива, инициативность в психолого-педагогических дискуссиях. В этом педагоги видят результат эффективности новых приемов психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста, активного сотрудничества всех участников образовательного процесса: и родителей, и воспитателей, и специалистов ДОУ. Внедрение совместных детско-родительских адаптационных занятий в ДОУ, использование разнообразных психотехник в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста, а также активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников посредством интернет-ресурсов возможно использовать в практике других ДОУ с целью оптимизации процесса адаптации в группах раннего возраста.

Заключение

Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести маленького ребенка к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Поэтому так первостепенно стоит задача поиска наиболее эффективных приемов и методов, оптимизирующих процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Только грамотное, научно обоснованное использование комплекса методов, слаженная работа всех участников образовательного процесса позволит организовать наиболее комфортное пребывание ребенка в ДОУ, обеспечит гармоничное, всестороннее его развитие.

Список используемых источников:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Издат, 2014. 189 с.

2. Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.

3. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. СПб. : Феникс, 2011.78с.

4. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012

5. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И. А. Лыкова; под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)

6. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

Публикации по теме:

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 15:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД