Лучший педагог года

«Пушкинский День России» (День русского языка). Сценарий

Ольга Малышева
«Пушкинский День России» (День русского языка). Сценарий

I. Учебные и воспитательные цели:

А) Образовательные:

познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;

учить внимательно слушать и понимать классическую музыку;

тренировать в передаче характера музыки через движения;

учить двигаться легко, грациозно;

развивать певческие способности, учить петь эмоционально и выразительно;

добиваться четкой дикции;

расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов;

учить проводить аналогии между сказками и малыми фольклорными формами (пословицами поговорками).

Б) Коррекционные:

Публикация «„Пушкинский День России“ (День русского языка), Сценарий» размещена в разделах

развивать мимику, пантомимику, выразительность речи и четкую артикуляцию в игре, инсценировке песни;

развивать фонематический слух и формировать правильное звукопроизношение;

закреплять умение ориентироваться в пространстве;

повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.

В) Воспитательные:

формировать чувство причастности к культурному наследию России;

воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову;

расширить представление детей о театре, театрализованной деятельности;

воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.

II. Предварительная работа (подготовка занятия)

2.1. Организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды, способствующей развитию эстетического восприятия сказок и раскрытию творческого потенциала дошкольников в процессе работы.

Выпустить настенную газету «Пушкин – наше все», различные издания пушкинских сказок с яркими иллюстрациями, портреты А. С. Пушкина.

Познакомить с творчеством Пушкина А. С., рассказать сказки «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», выучить некоторые стихи, отрывки из сказок, посмотреть мультфильмы: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Прослушать музыкальные произведения Чайковского П. И., Сен-Санса К. ;

Выучить русскую народную песню «Во саду ли в огороде…»

Выучить танцы «Хоровод», «Рыбки», «Разбойники», «Восточный».

2.2. Словарная работа, проводимая перед праздником.

Знакомство детей с устаревшими словами, употребляемыми в произведениях Пушкина. Показать «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, где дается объяснение значений слов.

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.

Прясть – скручивать волокна, делать нити.

Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.

Невод – большая рыболовная сеть.

Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.

Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.

III. Оборудование

Дуб из картона, три прялки из дерева, скамейка, сеть с водорослями, трон, корыто, меч Реквизит для игры: рыбки с магнитами двух цветов (4 -красного и 4 - синего, два ведра (красное и синее, две удочки с магнитами на конце и корыто; шесть букв и магнитная доска.

IV. Действующие лица:

Ведущий учитель-логопед

Кот ученый мальчик

Три девицы три девочки

Царь мальчик

Старик мальчик

Старуха девочка

Рыбка девочка

Царь Дадон мальчик

Царевна Лебедь Девочка

Мудрец мальчик

Петушок мальчик

Ребенок 1 мальчик

Ребенок 2 девочка

Ребенок 3 девочка

Ребенок 4 мальчик

Разбойники (2-3 ребенка) мальчики

V. ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит вальс Свиридова «Метель». В празднично оформленный зал заходят дети парами.

Ведущий:

Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).

В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом, Из-за кулис раздается голос кота.

Кот: Мяу!

Ведущий: Ой, кто это? Кто-то принес кошку? Где это?

Кот: Ну это же я, кот ученый (Выходит из-за кулис)

Ведущий: Как же ты сюда попал?

Кот:

Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я же ни какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я пушкинский кот, я по золотой цепи гуляю. А кто-нибудь знает про меня что-нибудь?

Ведущий:

Конечно знаем. И сейчас мы тебе это докажем, правда, ребята?

Игра «Доскажи словечко» (Ведущий зачитывает стихотворения, а ребята хором договаривают в рифму).

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо -песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка - там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Кот:

Молодцы, как я люблю умных детей. А что такое ЛУКОМОРЬЕ? Что у моря лук растет? А может быть чеснок?

Ведущий:

Ребята, при чем тут лук? Кто-нибудь сможет Коту объяснить, что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Ребенок 1 (держа лук из ветки) :

Вот это лук из которого стреляют. Он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли ЛУКА. Поэтому ЛУКОМОРЬЕ – это изогнутый как лук морской берег. Я правильно рассуждаю, Ученый Кот?

Кот:

Даже очень правильно. В наших ученых кругах считают, что Лукоморье – это остров Буян. И вот на этом острове происходят чудеса.

Ребенок 2:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(приглушенно звучит музыка из пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса). Царевна Лебедь выходит, танцуя.

Царевна Лебедь:

Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы. Как услышала чудные строки, к вам скорей поспешила сюда.

Ведущий:

Дети, а вы знаете, из какой сказки к нам пришла эта гостья?

Дети:

Это царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане и сыне его Гвидоне».

Царевна Лебедь:

Дорогие ребята, я хочу вас пригласить на праздничный бал. Но мы сможем туда попасть, только если вы угадаете мои сказочные загадки. Итак, начинаем.

Ведущий: Три девицы под окном пряли поздно вечерком…

На сцену выходят три девочки, садятся за прялки, звучит русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля «Березка», девочки имитируют процесс прядения. Затем девочки, встают по очереди читают стихи.

Первая девочка

- «Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

- То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». Вторая девочка

- Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,

- То на весь бы мир одна

Наткала я полотна». Третья девочка

- Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,

- Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Ведущий:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь: Здравствуй, красная девица…

Ведущий: Говорит он:

Царь:

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Ведущий:

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь с будущей царевной идут гордо первой парой, а две девицы за ними, плача и причитая. Дети садятся на места.

Ведущий: А мы сейчас поиграем. Вам нужно из предложенных букв составить слово, которое употреблялось в старину. Мне надо для игры два человека.

На магнитную доску выставляются карточки-буквы, а дети из них составляют слова ЛУК, МЕЧ.

Ведущий:

А какое еще чудо есть в этой сказке?

Ребенок 3:

Белка там живет ручная,

Да кудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд…

На сцену выходят дети, ведут хоровод р. н. п. «Во саду ли в огороде…»

Царевна Лебедь:

Молодцы, ребята. Хорошо знаете мою сказку. А теперь отгадайте из какой сказки это чудо?

На лавку садятся старик и старуха. Старуха начинает прясть пряжу, а старик по ходу рассказывания идет к импровизированному морю и забрасывает сеть.

Ведущий:

Жили-были старик со старухой, у самого синего моря,

Жили-были в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, - пришел невод с одною тиной,

Он в другой раз закинул невод, - пришел невод, - с травою морскою,

В третий раз закинул невод, - пришел невод с одною рыбкой,

С непростою – золотою.

Как взмолится золотая рыбка:

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море.

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.

Ведущий:

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила.

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Ведущий:

Вот пошел он к синему морю.

Видит – море слегка разгулялось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

Рыбка:

Чего тебе надобно, старче?

Ведущий:

Ей с поклоном старик отвечает:

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Ведущий: Отвечает золотая рыбка:

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.

Ведущий:

Несколько раз он обращался с просьбами, и рыбка все выполняла. Но вот однажды старичок к старухе воротился. Что же? Перед ним царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом сидит она царицей… Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился.

Старик:

Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха (капризно) :

Воротись, поклонись рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…

Танец «Золотая рыбка» (Приложение 1)

Ведущий:

Осталась старуха у разбитого корыта. А вы умеете ловить рыбу?

Игра «Кто больше наловит рыбы?»

Игра проводится в форме эстафеты. Дети, стоящие в колоннах по 5 человек друг за другом, берут по очереди удочки и ловят рыбки.

Ведущий: А наши чудеса продолжаются

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он.

Дадон: И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Ведущий: Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшый вред ему творя…

Танец разбойников

Дадон: Что за жизнь в такой тревоге!

Ведущий: Вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу.

Выходит мудрец

Дадон: Помоги, мудрец!

Ведущий: Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Появляется мальчик петушок.

Мудрец: Посади ты эту птицу,-

Вон на ту большую спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

(Петушок бодрым шагом, высоко поднимая ноги, идет к стулу, встает на него)

Ведущий: Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Петушок: Кири ку-ку, ку-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку.

Ведущий:

Год, другой проходит мирно,

Петушок сидит все смирно.

Но однажды на них напали.

Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет. Нет ответа.

Царь к востоку войско шлет,

Младший сын его ведет. Нет ответа.

И, наконец, надевает шлем, берет меч и идет воевать сам.

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер.

Появилася девица, шамаханская царица.

Из палатки, оформленной под шатер, выходят восточные красавицы, танцуют «Восточный танец» (Приложение 2)

Ведущий:

Целую неделю праздновал Дадон, а потом по дороге домой встретил мудреца.

Дадон: А, здорово, мой отец

Мудрец:

Царь, разочтемся, наконец.

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

Дадон:

Нет. Попроси ты у меня хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской, хоть полцарства моего.

Мудрец:

Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу, шамаханскую царицу.

Дадон:

Нет. Ничего ты не получишь,

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

Оттащите старика.

Ведущий:

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

С колесницы пал Дадон –

Охнул раз, - и умер он. (Дадон падает на пол)

Мудрец, Петушок, Дадон (хором, взявшись за руки:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

Царевна Лебедь:

Ну, как, дети, узнали, какая это была сказка? («Сказка о золотом петушке»). Вижу, вы сказки хорошо знаете.

Ведущий:

В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице:

Ребенок 4:

Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел).

Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ведущий Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).

Дети: «Сказка о золотом петушке»

Ведущий: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)

Дети: «Сказка о царе Салтане…»

Ведущий:

Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

А наш праздник заканчивается!

Танец «Вальс» (Приложение 3).

Приложение

(Приложение 1)Танцевальный этюд «Танец золотой рыбки»

Музыкальное сопровождение «Аквариум» Сен-Санс

Участвует пять девочек.

Костюмы: золотистые (желтые) юбки, белые купальники, чешки.

Девочки стоят в левом нижнем углу зала, в колонне, руки опущены вниз, слегка отведены назад.

1-8 такты. Мелким бегом выбегают первые две девочки и встают парами, перед зрителями, образуя одной рукой «Воротики», другая рука за спиной.

9-16 такты. Также выбегают следующие две девочки и встают за первой парой, тоже образуя «Воротики».

1-16 такт. Девочка «Рыбка» мелким (семенящим) бегом проходит в «Воротики», берет за руку девочку № 3, та берет за руку девочку № 4, затем № 1, № 2. И все девочки «Цепочкой» за рыбкой выходят в шеренгу и девочки № 1и № 2 поворачиваются спиной к зрителям. В шеренге выполняют танцевальный рисунок «Солнышко», затем разбегаются на две «Стенки». Рыбка остается в центре.

1-8 такт. Девочки № 1 и № 3 повторяют рисунок 1-8 такта.

9-16 такт. Девочки № 2, № 3 повторяют рисунок 9-16 такта.

1-16 такты. Рыбка опять «проплывает» в «Воротики» и выводит девочек цепочкой в шеренгу.

1-32 такты. Рыбка закручивает девочек в «спираль», затем последняя девочка раскручивает спираль и уводит в колонне в левый угол зала.

(Приложение 2)Восточный танец

Музыкальное сопровождение – «Караван» Хуана Тизола

Участвуют 6 девочек.

Костюмы: восточные шаровары, платки на бедрах.

Основной ход танца – мелкие шаги на носочках.

И. п. Дети стоят вдоль боковой стены друг за другом.

1 фигура

Девочки идут друг за другом, вращая кистями рук то вправо, то влево. Выстраиваются в шеренгу перед ковром (музыка А и ее повторение).

2 фигура (повторяется 4 раза)

Движение руками «волна» : на «пружинке» руки ведут через них по кругу и фиксируют в положении «кисть над кистью» справа. Затем те же движения оканчиваются слева (музыка В).

3 фигура (повторяется 4 раза)

Девочки становятся на правое колено, движениями имитируют «причесывание волос» поочередно то слева, то справа (Музыка А). На повторение музыки А, смотрятся в зеркало.

4 фигура

Идут за ведущей, повторяя движения рук 1-й фигуры, образуя круг (музыка В).

5 фигура

Сходятся в центр, исполняя «волну» перед собой. Соединяют ладони над головой и кружатся (Музыка А). Затем отходят назад, опять кружатся и с концом музыки выстраиваются в колонну друг за другом (повторение музыки А).

6 фигура (повторяется 2 раза)

«Бог Шива». Каждая нечетная девочка поднимает руки вверх, чуть в стороны, ладонями к потолку, затем фиксирует их в положении «чтение молитвы» - руки сложены перед грудью, ладонями вместе, подбородок упирается в грудь. После этого руки опускаются вниз, чуть в стороны, ладони параллельны полу, смотрят в пол и опять принимают положение «чтение молитвы». Каждая четная девочка выполняет все те же движения наоборот (музыка В).

7 фигура

Девочки идут за ведущей вперед, продолжая движения руками. Затем расходятся: нечетные – вправо, четные – влево. Идут вдоль боковых стен и встречаются на полукруге, вокруг ковра. Садятся по-турецки.

(Приложение 3)Танцевальный этюд «Вальс»

Музыкальное сопровождение «Вальс» Свиридова

Участвуют четыре мальчика и четыре девочки.

Девочки и мальчики стоят в правом верхнем углу зала.

1-8 такты. Мальчики, держа руки за спиной, выбегают в колонне по диагонали, образуют внутренний круг.

9-16 такты. Девочки выбегают также, образуют внешний круг, встают напротив своего мальчика.

1-16 такты. Мальчики и девочки выполняют по два приставных шага с полуприседанием сначала влево, а затем вправо (2 раза). Получается в противоходе.

9-32 такты. Бег на полуносочках в противоходе с выходом на «стенки» и встают лицом друг к другу.

1-8 такты. Четыре приствных шага вперед с полуприседанием навстречу друг к другу.

9-16 такты. Мальчики садятся на левое колено, подают девочкам правую руку. Каждая девочка обегает своего мальчика.

1-8 такты. Мальчики встают с «колена». Дети выполняют четыре приставных шага с приседанием, меняясь «стенками»

9-16 такты. Поменявшись «стенками», девочки и мальчики в колонне опять бегут на два круга (мальчики – внутренний, а девочки – внешний круг).

1-16 такты. Повтор. Приставочные шаги влево-вправо по два с полуприседанием.

9-24 такт. Мальчики из левых рук делают «звездочку» во внутреннем своем круге, а правую руку подают девочкам. Девочки подают мальчику левую руку, а правой придерживают юбочку. Бегут в одном направлении по кругу («Карусель»).

24-32 такта. Пары из «Карусели» выбегают в две линии, совершают круг по залу и выстраиваются на поклон.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Формирование ритмического чувства у детей. Формирование ритмического чувства у детей.   Формированию ритмического чувства ребенка способствует сама жизнь, весь окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пушкинский День России» (День русского языка). Сценарий
Опубликовано: 19 февраля 2012 в 20:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД