«Пушкинский День России» (День русского языка). Сценарий

Ольга Малышева
«Пушкинский День России» (День русского языка). Сценарий

I. Учебные и воспитательные цели:

А) Образовательные:

познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;

учить внимательно слушать и понимать классическую музыку;

тренировать в передаче характера музыки через движения;

учить двигаться легко, грациозно;

развивать певческие способности, учить петь эмоционально и выразительно;

добиваться четкой дикции;

расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов;

учить проводить аналогии между сказками и малыми фольклорными формами (пословицами поговорками).

Б) Коррекционные:

развивать мимику, пантомимику, выразительность речи и четкую артикуляцию в игре, инсценировке песни;

развивать фонематический слух и формировать правильное звукопроизношение;

закреплять умение ориентироваться в пространстве;

повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.

В) Воспитательные:

формировать чувство причастности к культурному наследию России;

воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову;

расширить представление детей о театре, театрализованной деятельности;

воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.

II. Предварительная работа (подготовка занятия)

2.1. Организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды, способствующей развитию эстетического восприятия сказок и раскрытию творческого потенциала дошкольников в процессе работы.

Выпустить настенную газету «Пушкин – наше все», различные издания пушкинских сказок с яркими иллюстрациями, портреты А. С. Пушкина.

Познакомить с творчеством Пушкина А. С., рассказать сказки «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», выучить некоторые стихи, отрывки из сказок, посмотреть мультфильмы: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Прослушать музыкальные произведения Чайковского П. И., Сен-Санса К. ;

Выучить русскую народную песню «Во саду ли в огороде…»

Выучить танцы «Хоровод», «Рыбки», «Разбойники», «Восточный».

2.2. Словарная работа, проводимая перед праздником.

Знакомство детей с устаревшими словами, употребляемыми в произведениях Пушкина. Показать «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, где дается объяснение значений слов.

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.

Прясть – скручивать волокна, делать нити.

Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.

Невод – большая рыболовная сеть.

Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.

Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.

III. Оборудование

Дуб из картона, три прялки из дерева, скамейка, сеть с водорослями, трон, корыто, меч Реквизит для игры: рыбки с магнитами двух цветов (4 -красного и 4 - синего, два ведра (красное и синее, две удочки с магнитами на конце и корыто; шесть букв и магнитная доска.

IV. Действующие лица:

Ведущий учитель-логопед

Кот ученый мальчик

Три девицы три девочки

Царь мальчик

Старик мальчик

Старуха девочка

Рыбка девочка

Царь Дадон мальчик

Царевна Лебедь Девочка

Мудрец мальчик

Петушок мальчик

Ребенок 1 мальчик

Ребенок 2 девочка

Ребенок 3 девочка

Ребенок 4 мальчик

Разбойники (2-3 ребенка) мальчики

V. ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит вальс Свиридова «Метель». В празднично оформленный зал заходят дети парами.

Ведущий:

Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).

В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом, Из-за кулис раздается голос кота.

Кот: Мяу!

Ведущий: Ой, кто это? Кто-то принес кошку? Где это?

Кот: Ну это же я, кот ученый (Выходит из-за кулис)

Ведущий: Как же ты сюда попал?

Кот:

Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я же ни какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я пушкинский кот, я по золотой цепи гуляю. А кто-нибудь знает про меня что-нибудь?

Ведущий:

Конечно знаем. И сейчас мы тебе это докажем, правда, ребята?

Игра «Доскажи словечко» (Ведущий зачитывает стихотворения, а ребята хором договаривают в рифму).

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо -песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка - там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Кот:

Молодцы, как я люблю умных детей. А что такое ЛУКОМОРЬЕ? Что у моря лук растет? А может быть чеснок?

Ведущий:

Ребята, при чем тут лук? Кто-нибудь сможет Коту объяснить, что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Ребенок 1 (держа лук из ветки):

Вот это лук из которого стреляют. Он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли ЛУКА. Поэтому ЛУКОМОРЬЕ – это изогнутый как лук морской берег. Я правильно рассуждаю, Ученый Кот?

Кот:

Даже очень правильно. В наших ученых кругах считают, что Лукоморье – это остров Буян. И вот на этом острове происходят чудеса.

Ребенок 2:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(приглушенно звучит музыка из пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса). Царевна Лебедь выходит, танцуя.

Царевна Лебедь:

Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы. Как услышала чудные строки, к вам скорей поспешила сюда.

Ведущий:

Дети, а вы знаете, из какой сказки к нам пришла эта гостья?

Дети:

Это царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане и сыне его Гвидоне».

Царевна Лебедь:

Дорогие ребята, я хочу вас пригласить на праздничный бал. Но мы сможем туда попасть, только если вы угадаете мои сказочные загадки. Итак, начинаем.

Ведущий: Три девицы под окном пряли поздно вечерком…

На сцену выходят три девочки, садятся за прялки, звучит русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля «Березка», девочки имитируют процесс прядения. Затем девочки, встают по очереди читают стихи.

Первая девочка

- «Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

- То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». Вторая девочка

- Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,

- То на весь бы мир одна

Наткала я полотна». Третья девочка

- Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,

- Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Ведущий:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь: Здравствуй, красная девица…

Ведущий: Говорит он:

Царь:

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Ведущий:

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь с будущей царевной идут гордо первой парой, а две девицы за ними, плача и причитая. Дети садятся на места.

Ведущий: А мы сейчас поиграем. Вам нужно из предложенных букв составить слово, которое употреблялось в старину. Мне надо для игры два человека.

На магнитную доску выставляются карточки-буквы, а дети из них составляют слова ЛУК, МЕЧ.

Ведущий:

А какое еще чудо есть в этой сказке?

Ребенок 3:

Белка там живет ручная,

Да кудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд…

На сцену выходят дети, ведут хоровод р. н. п. «Во саду ли в огороде…»

Царевна Лебедь:

Молодцы, ребята. Хорошо знаете мою сказку. А теперь отгадайте из какой сказки это чудо?

На лавку садятся старик и старуха. Старуха начинает прясть пряжу, а старик по ходу рассказывания идет к импровизированному морю и забрасывает сеть.

Ведущий:

Жили-были старик со старухой, у самого синего моря,

Жили-были в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, - пришел невод с одною тиной,

Он в другой раз закинул невод, - пришел невод, - с травою морскою,

В третий раз закинул невод, - пришел невод с одною рыбкой,

С непростою – золотою.

Как взмолится золотая рыбка:

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море.

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.

Ведущий:

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила.

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Ведущий:

Вот пошел он к синему морю.

Видит – море слегка разгулялось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

Рыбка:

Чего тебе надобно, старче?

Ведущий:

Ей с поклоном старик отвечает:

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Ведущий: Отвечает золотая рыбка:

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.

Ведущий:

Несколько раз он обращался с просьбами, и рыбка все выполняла. Но вот однажды старичок к старухе воротился. Что же? Перед ним царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом сидит она царицей… Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился.

Старик:

Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха (капризно):

Воротись, поклонись рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…

Танец «Золотая рыбка» (Приложение 1)

Ведущий:

Осталась старуха у разбитого корыта. А вы умеете ловить рыбу?

Игра «Кто больше наловит рыбы?»

Игра проводится в форме эстафеты. Дети, стоящие в колоннах по 5 человек друг за другом, берут по очереди удочки и ловят рыбки.

Ведущий: А наши чудеса продолжаются

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он.

Дадон: И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Ведущий: Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшый вред ему творя…

Танец разбойников

Дадон: Что за жизнь в такой тревоге!

Ведущий: Вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу.

Выходит мудрец

Дадон: Помоги, мудрец!

Ведущий: Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Появляется мальчик петушок.

Мудрец: Посади ты эту птицу,-

Вон на ту большую спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

(Петушок бодрым шагом, высоко поднимая ноги, идет к стулу, встает на него)

Ведущий: Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Петушок: Кири ку-ку, ку-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку.

Ведущий:

Год, другой проходит мирно,

Петушок сидит все смирно.

Но однажды на них напали.

Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет. Нет ответа.

Царь к востоку войско шлет,

Младший сын его ведет. Нет ответа.

И, наконец, надевает шлем, берет меч и идет воевать сам.

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер.

Появилася девица, шамаханская царица.

Из палатки, оформленной под шатер, выходят восточные красавицы, танцуют «Восточный танец» (Приложение 2)

Ведущий:

Целую неделю праздновал Дадон, а потом по дороге домой встретил мудреца.

Дадон: А, здорово, мой отец

Мудрец:

Царь, разочтемся, наконец.

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

Дадон:

Нет. Попроси ты у меня хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской, хоть полцарства моего.

Мудрец:

Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу, шамаханскую царицу.

Дадон:

Нет. Ничего ты не получишь,

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

Оттащите старика.

Ведущий:

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

С колесницы пал Дадон –

Охнул раз, - и умер он. (Дадон падает на пол)

Мудрец, Петушок, Дадон (хором, взявшись за руки:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

Царевна Лебедь:

Ну, как, дети, узнали, какая это была сказка? («Сказка о золотом петушке»). Вижу, вы сказки хорошо знаете.

Ведущий:

В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице:

Ребенок 4:

Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел).

Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ведущий Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).

Дети: «Сказка о золотом петушке»

Ведущий: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)

Дети: «Сказка о царе Салтане…»

Ведущий:

Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

А наш праздник заканчивается!

Танец «Вальс» (Приложение 3).

Приложение

(Приложение 1)Танцевальный этюд «Танец золотой рыбки»

Музыкальное сопровождение «Аквариум» Сен-Санс

Участвует пять девочек.

Костюмы: золотистые (желтые) юбки, белые купальники, чешки.

Девочки стоят в левом нижнем углу зала, в колонне, руки опущены вниз, слегка отведены назад.

1-8 такты. Мелким бегом выбегают первые две девочки и встают парами, перед зрителями, образуя одной рукой «Воротики», другая рука за спиной.

9-16 такты. Также выбегают следующие две девочки и встают за первой парой, тоже образуя «Воротики».

1-16 такт. Девочка «Рыбка» мелким (семенящим) бегом проходит в «Воротики», берет за руку девочку № 3, та берет за руку девочку № 4, затем № 1, № 2. И все девочки «Цепочкой» за рыбкой выходят в шеренгу и девочки № 1и № 2 поворачиваются спиной к зрителям. В шеренге выполняют танцевальный рисунок «Солнышко», затем разбегаются на две «Стенки». Рыбка остается в центре.

1-8 такт. Девочки № 1 и № 3 повторяют рисунок 1-8 такта.

9-16 такт. Девочки № 2, № 3 повторяют рисунок 9-16 такта.

1-16 такты. Рыбка опять «проплывает» в «Воротики» и выводит девочек цепочкой в шеренгу.

1-32 такты. Рыбка закручивает девочек в «спираль», затем последняя девочка раскручивает спираль и уводит в колонне в левый угол зала.

(Приложение 2)Восточный танец

Музыкальное сопровождение – «Караван» Хуана Тизола

Участвуют 6 девочек.

Костюмы: восточные шаровары, платки на бедрах.

Основной ход танца – мелкие шаги на носочках.

И. п. Дети стоят вдоль боковой стены друг за другом.

1 фигура

Девочки идут друг за другом, вращая кистями рук то вправо, то влево. Выстраиваются в шеренгу перед ковром (музыка А и ее повторение).

2 фигура (повторяется 4 раза)

Движение руками «волна»: на «пружинке» руки ведут через них по кругу и фиксируют в положении «кисть над кистью» справа. Затем те же движения оканчиваются слева (музыка В).

3 фигура (повторяется 4 раза)

Девочки становятся на правое колено, движениями имитируют «причесывание волос» поочередно то слева, то справа (Музыка А). На повторение музыки А, смотрятся в зеркало.

4 фигура

Идут за ведущей, повторяя движения рук 1-й фигуры, образуя круг (музыка В).

5 фигура

Сходятся в центр, исполняя «волну» перед собой. Соединяют ладони над головой и кружатся (Музыка А). Затем отходят назад, опять кружатся и с концом музыки выстраиваются в колонну друг за другом (повторение музыки А).

6 фигура (повторяется 2 раза)

«Бог Шива». Каждая нечетная девочка поднимает руки вверх, чуть в стороны, ладонями к потолку, затем фиксирует их в положении «чтение молитвы» - руки сложены перед грудью, ладонями вместе, подбородок упирается в грудь. После этого руки опускаются вниз, чуть в стороны, ладони параллельны полу, смотрят в пол и опять принимают положение «чтение молитвы». Каждая четная девочка выполняет все те же движения наоборот (музыка В).

7 фигура

Девочки идут за ведущей вперед, продолжая движения руками. Затем расходятся: нечетные – вправо, четные – влево. Идут вдоль боковых стен и встречаются на полукруге, вокруг ковра. Садятся по-турецки.

(Приложение 3)Танцевальный этюд «Вальс»

Музыкальное сопровождение «Вальс» Свиридова

Участвуют четыре мальчика и четыре девочки.

Девочки и мальчики стоят в правом верхнем углу зала.

1-8 такты. Мальчики, держа руки за спиной, выбегают в колонне по диагонали, образуют внутренний круг.

9-16 такты. Девочки выбегают также, образуют внешний круг, встают напротив своего мальчика.

1-16 такты. Мальчики и девочки выполняют по два приставных шага с полуприседанием сначала влево, а затем вправо (2 раза). Получается в противоходе.

9-32 такты. Бег на полуносочках в противоходе с выходом на «стенки» и встают лицом друг к другу.

1-8 такты. Четыре приствных шага вперед с полуприседанием навстречу друг к другу.

9-16 такты. Мальчики садятся на левое колено, подают девочкам правую руку. Каждая девочка обегает своего мальчика.

1-8 такты. Мальчики встают с «колена». Дети выполняют четыре приставных шага с приседанием, меняясь «стенками»

9-16 такты. Поменявшись «стенками», девочки и мальчики в колонне опять бегут на два круга (мальчики – внутренний, а девочки – внешний круг).

1-16 такты. Повтор. Приставочные шаги влево-вправо по два с полуприседанием.

9-24 такт. Мальчики из левых рук делают «звездочку» во внутреннем своем круге, а правую руку подают девочкам. Девочки подают мальчику левую руку, а правой придерживают юбочку. Бегут в одном направлении по кругу («Карусель»).

24-32 такта. Пары из «Карусели» выбегают в две линии, совершают круг по залу и выстраиваются на поклон.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Формирование ритмического чувства у детей. Формирование ритмического чувства у детей.   Формированию ритмического чувства ребенка способствует сама жизнь, весь окружающий.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Пушкинский День России» (День русского языка). Сценарий
Опубликовано: 19 февраля 2012 в 20:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...