Конспект занятия по экспериментированию «Путешествие капельки»

Марина Ярмеева
Конспект занятия по экспериментированию «Путешествие капельки»

Цель: Расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарные представления о превращение воды в пар (её переходе в и газообразное состояние)

Задачи:

1. Познакомить с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Обобщить знания детей о воде.

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

3. Воспитывать бережное отношение к воде, осторожность в обращение с незнакомыми веществами.

Ход занятия:

Ребята давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, гостям. Чтобы создать хорошее настроении.

Воспитатель: Чтобы многое узнать нужно, каким нужно быть?

Дети: Быть внимательным, не кричать, поднимать руку, слушать друг друга не перебивать.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть вокруг, как многообразен наш мир - нас окружают как живые, так и неживые существа и предметы.

Давайте вспомним и назовем, какие неживые предметы вы можете назвать?

Дети: стол, книга, камень, игрушки, карандаш, стекло и т. д.

Воспитатель: Почему эти предметы относятся к неживым?

Дети: Они не дышат, не питаются, не растут.

Воспитатель: А живые?

Дети: Человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.

Воспитатель: Без чего не могут жить все живые существа?

Дети: без пищи, без воздуха и без воды.

Воспитатель: Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (вода).

Воспитатель:Правильно, всем живым существам нужна вода, без нее не обойтись.

Стихотворение читает ребенок:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

проводиться игра: «Хорошо – плохо».

1. Вода – это хорошо. Почему?

Дети: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растение в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Но вода – это плохо. Почему?

2. Если в жаркую погоду попить холодную воду можно заболеть, горячей водой можно обжечься;

Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть;, если часто поливать растение, то оно погибнет, если не умеешь плавать, то можно утонуть, бывает наводнение вода разрушает дома.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. И так вода необходима, и в то же время бывает опасной и даже приносит вред.

Посмотрите, я капнула из пипетки капельку воды. Она маленькая? А можно ли меньше сделать?

Дети: из пульверизатора.

Воспитатель: А как еще меньше сделать?

Дети: Можно подышать на стекло

Воспитатель Посмотрите, какие маленькие получились, их даже нельзя в отдельности посмотреть. А можно еще меньше сделать?

Ответы детей.

Воспитатель:Ребята давайте представим, что эти маленькие капельки превратились в маленьких человечков. Скажите, а где могут жить эти капельки- человечки.

Дети: В реке, в океане, в озере, в капле дождевой, в водопроводном кране.

Воспитатель: У меня на столе разные баночки. Как узнать в какой из них вода?

Дети: Нужно полить из банки: вода выльется, растечется.

Воспитатель: А почему растечется?

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: ребята скажите, а если форма у воды? Посмотрите, какой формы вода в стакане, переливаем в блюдце, в чашку, и т. д.

Дети: вода принимает форму сосуда, емкости в которой она находится.

Воспитатель: вода жидкая, она может принимать форму другого предмета, а происходит это потому что капельки- человечки, не держатся между собой, но стоят рядом, их легко можно переставить, перелив разные сосуды. Как вы думаете какие они по характеру: не дружат между собой, но и не убегают?

Дети: не дружные, слабые, равнодушные.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, вода льется, растекается, переливается, но всегда ли то, что льется – то вода?

Дети: Это может быть молоко, чай, бензин, кисель, и т. д.

Воспитатель: все правильно это тоже жидкости. И в них тоже живут равнодушные капельки-человечки. Скажите, а как можно узнать воду?

Дети:по цвету определить,

Воспитатель: А какого цвета вода?

Дети: Она бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: а как это можно проверить?

Дети: опустить в стакан с водой мелкие предметы: через воду их видно.

Воспитатель: а еще как можно определить, что в стакане находится вода?

Дети: Можно понюхать.

Воспитатель: понюхайте, что это?

Дети: одеколон.

Воспитатель: давайте поиграем в игру.

Игра «Узнай по запах

Ребята скажите, а можно ли нюхать незнакомую жидкость?

Дети: Нет Нужно от емкости, в которой находится жидкость помахать рукой в направление к носу.

Воспитатель: а можно определить на вкус?

Дети: можно.

Воспитатель: А какая вода по вкусу?

Дети: Вода без вкуса.

Воспитатель: когда вода приобретает вкус

Дети: когда в нее что - нибудь добавили. Если соль – соленая, если сахар –сладкая

Воспитатель: а можно ли пробовать на вкус незнакомую жидкость?

Дети: нет можно отравится, она может быть ядовитой.

Итак, по каким признакам мы обнаруживаем воду?

Дети: вода бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы, легко переливается, принимает любую форму.

Почтальон приносит письмо.

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо давайте его прочтем

«Здравствуйте ребята!

Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла и превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой.

Снежинка очень заважничала стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер.»

- Ребята помогите! Докажите, что мы снежинка, капелка и «паринка – родные сестры.

Воспит: Ребята, ну что же наверное надо помочь.

Дети:Да!

Воспит: А как же мы сможем доказать наверное нам нужно отправиться в нашу лабораторию.

С чего мы начнем. Давайте сначала докажем,что «Паринка» это капелька воды.

Опыт №1

Взять термос с горячей водой. Открыть его и показать детям пар. Поднести к горлышку термоса зеркало или стекло. На нем появляются капельки воды. (С помощью фона из темной бумаги покозать, как из термоса выходит пар) Вывод: пар - это тоже вода. Человечки отталкиваются друг от друга и становятся легкими и начинают подниматься в верх.

Воспитатель: ребята, а мы можем сказать, что «паринка» Это родная сестричка воды.

Деит: Да!

Воспитатель: с помощью картинок напомнить детям, что «пар – это опасно» (тарелка с супом, кипящий чайник, самовар)

Воспитатель: ребята отгадайте загадку

Он пушистый серебристый.

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

Физминутка Наконец пришла зима

(разводят руки в стороны).

Стали белыми дома (складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идет, (поднимают и медленно опускают руки)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными руками влево вправо.)

Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги, (убираем руки за спину, поворачиваются кругом

Ловко бегаем на лыжах (выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки (выполняют движения имитирующие метание)

Опыт №2

Принести снег рассмотреть оставить на какое - то время в тарелочке.

Воспит: Что такое снег? Это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок. То есть застывшие капельки воды.

Игра «Хлопни в ладоши» Услышав подходящее по смыслу к слову «Снежинка» (сверкает, прозрачная, черная, зеркальная, мохнатая, пушистая, твердая, сухая)

Давайте вернемся к нашим опытам с водой, Пар - это тоже вода, значит наши капельки -человечки поднялись в верх. На верху очень холодно и капельки пара замерзают (кристаллизуются) Снежинки не удерживаются в воздухе и падают на землю.

Воспитатель: давайте посмотрим, что у нас с снегом ребята можем мы сказать, что снежинка родная сестренка капельки и паринки

Дети: Да!

Воспитатель: ребята давайте сделаем вывод: снежинка, паринка и капелька они родные сестры т. к они состоят из воды.

Игра «Где спряталась вода»?

Воспитатель: посмотрите, на картинки и скажите где спряталась вода в природе.

Вывод: Вода бывает очень – очень разной. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками красивыми снежинками или горячим паром.

Стихотворение читает ребенок:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница – наша вода!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Раз, два, три — домик свой найди!» (Технология ТРИЗ)Дидактическая игра «Раз, два, три — домик свой найди!» (Технология ТРИЗ) Цель игры: закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Материал: три домика, в которых живут маленькие человечки (человечки.

Фотоотчет о проведенном занятии на тему: «Волшебница — вода».Фотоотчет о проведенном занятии на тему: «Волшебница — вода». К нам в гости пришел Доктор Айболит. Доктор Айболит проводит опыты со свойствами воды. Пробуем на вкус. [ Мы "Звонкие" ручейки. Играем.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию «Путешествие капельки»
Опубликовано: 6 марта 2014 в 04:36
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...
Поздравительная открытка для мамы
С древних времен существовал обычай почитания своих матерей. Без матери не может быть жизни. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением. В России...