МААМ-картинки

«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Майгуль Манапова
«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

«Путешествие на дно реки»

Цель: выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде; формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними; развивать наблюдательно – познавательный интерес в процессе экспериментирования; развивать способности детей устанавливать причинно – следственные связи; побуждать детей делать выводы; воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Словарная работа: упражнения в словообразовании: рыба живет в море – морская, в реке – речная, в озере – озерная.

Публикация «„Путешествие на дно реки“, Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» размещена в разделах

Билингвальный компонент : рыба – балык, река – озен, озеро – кол, море – тениз, океан – мухит, щука – шортан, сом – жайын, ёрш – таутан, окунь – алабуга.

-Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями.

Приглашаю вас в круг радости.

«К тебе я обращаюсь друг,

вставай скорее с нами в круг.

почувствуй радость и тепло,

как нам с друзьями хорошо».

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? (да)

Тогда удачи!

Для начала я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте:

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.»

- Как вы думаете, что это? (глобус)

- Верно, это глобус.

- А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)

- Какую форму имеет глобус? (форму шара)

- Что обозначают на глобусе синим цветом? (водоемы)

- А остальные цвета (сушу)

- Водоемы. Давайте посмотрим, где они на глобусе. (вызывает несколько детей поочередно)

- Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на земле занимает вода.

- Какие водоемы вы знаете?

- Правильно.

-Как на казахском языке река? (озен)

-Как на казахском языке озеро? (кол)

-Как на казахском языке море? (тениз)

-Как на казахском языке океан? (мухит)

- Для многих животных вода – это дом.

Сегодня мы поговорим об обитателях рек.

- А для этого мы должны погрузиться на дно реки. Как мы можем это сделать? (нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, Спуститься на подводной лодке).

- Верно. И мы с вами отправимся на дно река на подводной лодке.

- Итак, отправляемся:

Войти в подлодку,

Задраить люки,

Включить мотор,

Пристегнуть ремни.

Внимание!

Погружение!

- Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе?

(показ слайдов «Дно реки»)

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, которые живут в нашей реке.

1. ухвачу – ка! Проглочу – ка!

Щелкает зубами…

-Сколько частей в слове щука?

- Как щука на каз. яз? (шортан)

2. Он в самом омуте живет

Хозяин глубины.

Имеет длинные усы,

А глазки чуть видны.

-Сколько частей в слове сом?

- Как сом на каз. яз? (жайын)

3. Он колючий, но не ёж,

А речная рыба…

-Сколько частей в слове ёрш?

- Как ёрш на каз. яз? (Таутан)

4. Сидят рыбаки

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех …

-Сколько частей в слове окунь?

- Как окунь на каз. яз? (алабуга)

- Молодцы!

- Ребята, а если рыба живет в море, то она какая?

- А если в реке? (речная)

- А если в озере (озерная)

- Молодцы!

- Скажите, что общего у всех рыб? (туловище, голова, хвост, плавники)

-Кто покажет мне их?

- Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Организационно - поисковый - Итак, ребята рыбам очень удобно жить в воде.

- Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

- Что такое лаборатория? (это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

- Совершенно верно.

- Мы сейчас наденем халаты и станем такими учеными.

Опыт № 1.

Две емкости с водой для игрушек.

В первой – игрушка лежит неподвижно

Во второй – завести игрушку.

- Посмотрите, что у нас происходит?

- Что помогает рыбам двигаться?

- Для чего рыбам нужны хвост и плавники?

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.

(предлагает выставить схему на мольберт)

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди?

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2.

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод: в воде есть воздух.

(предлагает выставить схему)

- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые?

- Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Физминутка «Все ли нравится тебе?»

- Вот мы с вами отдохнули, а теперь поиграем в игру «Тонет – не тонет»

(предметы, которые тонут и не тонут, емкость с водой)

- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается в теле у рыбы, есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Опыт № 3.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно и положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем?

- Почему он не всплывает?

- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет тонуть рыбе. Она легко может опуститься на дно и подняться на верх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Вывод: шарик надутый не тонет, его поддерживает воздух.

(предлагает выставить схему)

- Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам, как?

- Что может загрязнить реки?

Опыт № 4.

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем?

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами? Они погибают.

Вывод: масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

(предлагает выставить схему)

Сегодня вы были настоящими учеными, работающими в лаборатории на подводной лодке. Молодцы!

-Что же мы узнали сегодня?

*рыбы могут плавать с помощью плавников и хвоста.

*в воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

* у рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.

*нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

-Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам взять маленьких рыбок и поместить их в аквариум, но в какой аквариум вы их поместите решать вам. Есть аквариум с частой водой и есть с грязной водой.

Размещают рыбок на свой выбор.

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Летят перелётные птицы… Мультимедийная презентация для детей. Видео Доброе время суток всем! У нас в саду начинается тематическая неделя "Перелетные птицы". Решила сделать для детей презентацию с голосами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Опубликовано: 8 марта 2014 в 17:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД