Папки-передвижки

«Путешествие с Хоттабычем». Конспект НОД с элементами опытнической деятельности в старшей группе

Епанчинцева Ирина Александровна
«Путешествие с Хоттабычем». Конспект НОД с элементами опытнической деятельности в старшей группе

Задачи: Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. 2. Учить решать познавательные задачи, делать выводы на основе простейших выводов. 3. Формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания. 4. Познакомить с животным и растительным миром пустыни. 5. Активизировать детей на получение новых знаний.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Публикация «„Путешествие с Хоттабычем“, Конспект НОД с элементами опытнической деятельности в старшей группе» размещена в разделах

2. Расширять кругозор, обогащать и активизировать словарный запас детей. Активизировать в речи детей слова: «варан», «караван верблюдов», «барханы», «верблюжья колючка», «оазис», «джейран», «тушканчик», «черепаха», ««песчаный удав».

3. Развивать воображение, мыслительную деятельность.

4. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать взаимосвязи в природе.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.

Методическое обеспечение: глобус, ковер-самолет, кувшин, макет пустыни; картинки с изображением животного и растительного мира пустыни; а/запись «Гул самолета», подзорная труба, восточная мелодия, указка. ; оборудование для опытов : свеча или лампа, кусок меха, баночки с песком на каждого ребенка, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, сок.

Предварительная работа: рассматривание картин, энциклопедий, иллюстраций о пустыне; работа с картой мира и глобусом; чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак, беседы индивидуальные и групповые, домашнее задание детям – подготовить короткие рассказы о животных пустыни,

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

В. - Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

В. - Я рада тебя видеть (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа) Молодцы, ребята! Поприветствовали друг друга, все сразу заулыбались, у всех хорошее настроение.

В. - А сейчас мы поиграем:

«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем!

1, 2 – 1, 2 – повернулась детвора.

Мы еще чуть-чуть пройдемся, географией займемся!»

(Обращаю внимание на кувшин, стоящий на столике.)

В. - А это что такое? (сосуд, кувшин)

В. - Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри? (снимаю пробку, заглядываю внутрь)

В. - ОЙ! (делаю вид как – будто что-то кольнуло в глаз) Кто там?

(Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч)

Хоттабыч : - О, прекраснейшая из воспитательниц всех детских садов Европы, Азии, Америки и островов земного мыса. Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий. Позволь мне в знак глубочайшей признательности поиграть с тобой в мяч (в руках у него глобус)

В. - Хоттабыч, это не мяч!

Хоттабыч : - Вай, вай, как не мяч? Он же круглый, цветной!

В. - Ребята, скажите Хоттабычу, что он принес? (глобус).

Хоттабыч : - Вай, 1000 лет живу, но такого не слыхал. Что такое глобус?

Дети: - Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.

В. - А вот почему глобус такой разноцветный, нам поможет разобраться игра. И ты, Хоттабыч, присаживайся вместе с нами и послушай (усаживаются на стульчики возле глобуса)

Игра с глобусом….

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1, 2, 3 –(имя ребенка, океаны покажи)

- Каким цветом отмечены океаны и моря на глобусе? (синим и голубым) ребенок показывает на глобусе океаны и моря.

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1, 2, 3 – (имя ребенка, горы покажи!

- Каким цветом изображены горы? (коричневым) ребенок показывает горы на глобусе

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1, 2, 3 – (имя ребенка, Северный полюс покажи)

- Какой цвет используется здесь? (белый) ребенок показывает Северный полюс

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1, 2, 3 – (имя ребенка, Южный полюс покажи)

- Каким цветом на глобусе обозначен Южный полюс? (тоже белым) ребенок показывает на глобусе.

Хоттабыч : - О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать?

Дети:- Песок, пустыню.

Хоттабыч : - Вай! Так это же моя Родина! Я хочу, чтобы вы немедленно отправились посмотреть мой родной край!

В. - А на чем мы туда полетим?

Хоттабыч : - На ковре-самолете.

В - А это не опасно?

Хоттабыч : - О, моя прекрасная из воспитательниц земного шара, не опасно! Клянусь своей бородой. Усаживайтесь на «ковер-самолет», любознательные из любознательных, (усаживаются) возьмитесь за руки, закройте глазки и представьте, что вы летите над лесами, степями, высокими горами, бескрайними океанами прямо в пустыню (звучит а/запись «Гул самолета)

Хоттабыч : - А теперь посмотрите в мою волшебную трубу. Что там видно на горизонте? (дает трубу одному из детей)

- (ребенок) Вижу кругом один песок, идет караван верблюдов, бегают тушканчики, светит яркое солнце…

Хоттабыч : - Тогда снижаемся! (звучит а/запись «Гул самолета»)

(Все вместе подходим к макету «Пустыня»)

В – Вот, ребята, мы и добрались до пустыни.

Хоттабыч : - О, мудрейшие из мудрейших, скажите мне, почему она так называется? (от слов «пусто», «пустынно»)

В. - Ребята, давайте совершим небольшую прогулку по пустыне и посмотрим, кто же в ней живет. А Хоттабыч будет нас сопровождать и по случаю помогать. Посмотрите, куда ни глянь в пустыне – песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, поэтому песок очень сухой и сыпучий (показ картинки)- В пустыне дуют горячие ветры, песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы, которые называются – барханы (показ картинки) Годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (нет, не могут, потому что в пустыне очень жарко и нет вода, а вода нужна для жизни растений)

В. - Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (у них очень длинные корни, которые берут влагу глубоко под землей).

В. - Правильно! У них очень длинные корни.

Хоттабыч : - Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая находится глубоко под землей) (Хоттабыч вывешивает картинку растения)

В. - А вот ребята посмотрите, в пустыне растёт удивительное растение – кактус. У меня тоже есть кактус только он маленький, и растёт в горшочке, а в пустыне кактусы высокие (изображением кактуса)

В. - Ребята посмотрите, чем покрыт кактус? (Ответы детей)

В. - Правильно колючками, колючки это листья кактуса, в них они сохраняют влагу, так он приспосабливается к климатическим условиям пустыни.

В. - А еще в пустыне растет самое распространенное растение, как верблюжья колючка (показ картинки)

Хоттабыч :- А почему она так называется? (потому что ее поедают только верблюды)

В. - Правильно. Дело в том, что верблюд – единственное животное, которое её поедает. Даже неприхотливые ослы воротят от неё нос. В пустыне растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (иллюстрация).

- Кажется, что в пустыне не может быть животных, но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это? (Верблюд).

- Правильно. Верблюда (иллюстрация) называют «кораблём пустыни». Почему? Как вы думаете (он плывет, как корабль в море)

- Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. Чтобы перейти пустыню люди собирают караван верблюдов.

-Хоттабыч : - Кто знает что такое караван? (это когда верблюды шагают друг за другом)

В - Правильно, караван – это движущая вереница верблюдов, идущие друг за другом (показ иллюстрации)У верблюдов длинная, густая шерсть. Почему им не жарко в пустыне? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём один эксперимент.

Хоттабыч : О, мудрейшие из мудрейших не буду вам мешать! Я так давно сидел в этом кувшине и не был в родных местах, что я покидаю вас. Хочу прогуляться по своим родным местам. Желаю вам всего хорошего! С вами было так интересно. Хорошего вам настроения и удачной прогулки!

- До свидание Хоттабыч, спасибо тебе за то, что ты пригласил нас в свои родные места.

(Опыт с лампой или свечой)

(На стол ставится зажжённая лампа или большая свеча и детей просят поднести руку поближе к ней)

В. – Итак, сейчас ребята мы с вами проведем эксперимент со свечой, зажжем её. А теперь поднесите руку к зажженной свече. Жарко, жжет? (очень)

- Что надо сделать, чтобы не чувствовать жару? (как- то защитить руку)

- Правильно, надо чем-то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой (свечой) и рукой экран, например, кусок меха. Вот так (подношу кусок меха)

- А теперь жжет? (дети подносят руку) (нет)

- Вот также, как кусок меха защитил наши руки, длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

- Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (мозолями)

- На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? (толстые и широкие)

В - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём ещё один эксперимент. Подойдите пожалуйста к столику (подходят к столику, где расположены баночки с песком, карандаши и крышки от пластиковых бутылок). Представьте себе, что вы гуляете по песку в туфлях на каблуках, возьмите карандаши и попробуйте острым концом карандаша пройтись по песку (пробуют, а потом вы шагаете в больших ботинках на широкой подошве без каблука, это будут крышки от пластиковых бутылок (пробуют) Что вы заметили (острие карандаша проваливается, а крышки от бутылок нет)

- Верно, острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда – широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.

- В пустыне бывают песчаные бури, это когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать. Но и к этому приспособился верблюд. Ноздри у него могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. А глаза от песка защищают длинные ресницы.

Питаются верблюды скудными травами и кустарниками, которые ни одно другое животное не может есть. А самое любимое лакомство верблюда, как мы уже говорили – это верблюжья колючка. Несколько дней они могут обходится без воды и пищи. Но перед тем как отправиться в путь, хозяин даёт верблюду много воды и корма.

В. - А что есть у верблюда на спине? (горбы)

В. -За чем верблюду горбы?. (В горбах у верблюда накапливается жир)

В. - Правильно. В горбу у него накапливается жир, который он будет расходовать в переходах по пустыне. Раз в год рождается детёныш – верблюжонок. Верблюдица кормит его густым, жирным молоком. – Также верблюды бывают одногорбые и двухгорбые… (показ картинки)

В. - Наверное зной и жара утомили вас, давайте немного отдохнем…

Физминутка «Загорать шла черепаха.»

Загорать шла черепаха

И кусала всех от страха:

«Кусь-кусь-кусь-кусь-кусь.»

Ничего я не боюсь.

(По часовой стрелке, затем против часовой, стоя друг за другом, дети массажируют друг другу спинки.)

-Теперь садитесь на верблюдов, продолжим путь. (Дети садятся на стулья задом наперед)

Игра «Правда ли?»

В этот час, веселый час

Я поспрашиваю вас.

Посмотрите, туп да туп-

По песку идет верблюд.

Отвечайте, правда ли?

Бродит мишка по пустыне,

Ищет мишка куст малины.

Отвечайте, правда ли?

Поглядите средь барханов

Путь находят караваны.

Отвечайте, правда ли?

Зря вы шубы позабыли-

Летом холодно в пустыне.

Отвечайте, правда ли?

Солнце светит ярко-ярко,

Очень всем в пустыне жарко.

Отвечайте, правда ли?

Вот стихам пришел конец.

Кто ответил - Молодец!

В. – Ребята, а кого вы еще можете назвать из жителей жаркой пустынной страны?

- Я знаю джейрана (показ иллюстрации и рассказ ребенка) Это длинноногая стройная газель. Кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами. Стадо постоянно кочует. Воду пьют 1 раз в семь дней. К водопою приходят, когда стемнеет. А в жару лежат в тени. При опасности спасаются бегством.

- Я знаю варана (показ иллюстрации и рассказ ребенка) Это самый крупный из всех ящериц. Варан – хищник, свою добычу может сбить с ног ударом хвоста. Норы себе выкапывает под корнями деревьев. Детёныши вылупляются из яиц. Они очень быстро растут.

- А я знаю черепаху (показ и рассказ) Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Черепаха может проспать 8 месяцев в году.

- Я знаю тушканчика (показ и рассказ) У него хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.

- А я знаю песчаного удава (показ и рассказ) Он умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает его. Питается в основном ящерицами.

В - Ребята, молодцы много знаете животных, которые живут в пустыне.

В. - Ребята, в пустынях очень жарко, но все таки существуют места где есть тень и вода. Эти место называется «оазис» (иллюстрация) В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец. В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды. Жители оазиса угощают нас соком. Сок приготовили из фруктов, которые они сами вырастили. (угощение детей соком)

- Ребята, наше путешествие по пустыне подходит к концу, нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места на ковре –самолете. Мы отправляемся домой (Гул самолета) .

- Вот мы и вернулись. Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам путешествие по пустыне? А кто пригласил нас в пустыню? А что интересного вы узнали? Куда бы вы хотели отправиться путешествовать в следующий раз?

Публикации по теме:

Сценарий утренника в старшей группе «Новый год с Хоттабычем» СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НОВЫЙ ГОД С ХОТТАБЫЧЕМ». Под музыку «Новогодняя считалочка» дети забегают в группу и выполняют.

Конспект интегрированного занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Цветик-семицветик»Конспект интегрированного занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Цветик-семицветик» .

Конспект логопедического занятия «Морское путешествие» с элементами обучения грамоте в старшей группеКонспект логопедического занятия «Морское путешествие» с элементами обучения грамоте в старшей группе Цель: закрепление правильного произношения звука Р в словах и фразах. Задачи: Образовательные: • Продолжать совершенствование навыков звукового.

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью» Задачи: Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью. Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной.

Конспект НОД по физической культуре с элементами валеологии в старшей группе «Путешествие в страну здоровья» Конспект НОД в старшей группе по физической культуре на тему: «Путешествие в страну здоровья» с элементами валеологии и экспериментирования.

Конспект занятия по познавательной деятельности (с элементами ТРИЗ) в старшей группе Тема:беседа о жидких, твердых, газообразных веществах. Программное содержание: 1. С помощью метода " маленьких человечков" познакомить детей.

Конспект Занятия по познавательной деятельности (с элементами ТРИЗ) в старшей группе Программное содержание :сформировать умение видеть предмет под новым углом зрения,обнаруживать его новое использование (газету можно не.

Проект по экспериментально-опытнической деятельности «Откуда пришло молоко? Что вкусного и полезного дает оно?» Проект Старшая группа детского сада «Откуда пришло молоко, что вкусного и полезного дает оно.» Подготовительная работа: Сбор материала на.

Проведение занятия по опытнической деятельности подготовительная группа Тема: «Волшебные свойства магнита» "Волшебные свойства магнита" Образовательные: Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и.

Конспект занятий в старшей группе с элементами сказкотерапии «Путешествие по островам эмоции» Конспект занятий в старшей группе с элементами сказкотерапии «Путешествие по островам эмоции» Николаева Клара Васильевна. МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие с Хоттабычем». Конспект НОД с элементами опытнической деятельности в старшей группе
Опубликовано: 20 января 2017 в 18:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД