«Путешествие с капелькой». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Кадрия Ахметова
«Путешествие с капелькой». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Муниципальное учреждение

«управление дошкольного образования»

исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«Путешествие с капелькой»

подготовила воспитатель МБДОУ №74

Ахметова Кадрия Ансаровна

г. Нижнекамск

2013 год

Путешествие с капелькой

Цели занятия:

1. Создать целостность представления о воде, как о природном явлении.

2. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная).

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

4. Дать понятие о значимости воды к жизни человека, в природе.

5. Познакомить с тем, как вода приходит к нам в дом.

6. Обогащать и активизировать словарь.

7. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.

Оснащение:

1. Картинки с изображением воды.

2. Глобус.

3. Три прозрачных стаканов с водой, молоком, соком.

4. На каждого ребёнка стаканы с водой, где разведены соль, сахар, лимонная кислота.

5. Прозрачные сосуды различной формы.

6. Карта – схема поступления воды в каждый дом.

7. Игры «Что может делать вода?»,

«Скачем наоборот»,

«Какой сок?»,

«Хорошо – Плохо «.

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

Дети: Это звуки воды.

Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. И сегодня речь пойдёт о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька.

(Воспитатель показывает нарисованную каплю воды.)

Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Воспитатель: Теперь снова послушайте слова

-водопад

-водоросли

-водолаз

И подумайте, что общего у этих слов?

Дети: Общая часть «вод «.

Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода? А где она находится?

Дети: В умывальной комнате, вода вытекает из крана.

Воспитатель: А почему вода вытекает?

Дети: Она жидкая, она течёт.

Воспитатель: А какого цвета вода?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: А есть ли запах у воды?

Дети: Она без запаха.

Вывеска «Берегите воду»

Воду нужно беречь, она нам очень нужна.

Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Вода это хорошо или плохо?

Дети: Хорошо – её можно пить, на воде мы готовим еду, в воде мы стираем бельё, в воде мы моемся, купаемся. По воде мы плаваем на теплоходе. По воде мы перевозим грузы и т. д.

Дети: Плохо – в воде мы можем утонуть. Когда много дождей, может погибнуть урожай. На море большой шторм может потопить корабли.

Воспитатель: Ребята, я сейчас заполню водой прозрачные сосуды разной формы. Видите, вода не имеет своей формы – она приобретает форму сосуда.

Физ. – минутка: Рады все воде на свете

И животные и дети.

И деревья и цветы.

Бабочки и мотыльки.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Так ли это? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых нарисованы места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.

Дети: Путь, озеро, река, море, океан.

Воспитатель: Значит, капелька – это маленькая частичка воды. Кому же нужна вода?

Дети: Вода нужна растениям, животным и людям.

Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода – это основа жизни.

Воспитатель: Ребята, а это, что за предмет? Правильно, это глобус.

Это модель Земного шара, наша планета земля. А каким цветом изображена вода, каким – суша, и чего больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Дети: Бежать, течь, капать, литься, бушевать и т. д.

Воспитатель: Дети, посмотрите на стенд, на котором находятся отгадки.

Вы должны ответить на мои вопросы и показать то, что я загадала.

1. Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов?

Дети: Водоросли.

2. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?

Дети: Водопад.

3. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоёмов и изучает его?

Дети: Водолаз.

Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него ложку (ложка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и ещё один стакан с соком (ложка тоже не видна).

Каждому ребёнку раздают стаканчики с водой: кому – то просто, кому – то солёный и кому – то кислой.

Воспитатель: Пускай каждый из вас кончиком языка попробует воду, которая у него в стаканчике. У кого сладка вода? Почему?

Дети: В ней развели сахар.

Воспитатель: У кого солёная? Почему?

Дети: В ней развели соль.

Воспитатель: У кого кислая? Почему?

Дети: В ней развели лимонный сок.

Воспитатель: У кого простая вода?

Дети: В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она простая.

Воспитатель: Дети, давайте мы с вами поиграем.

(Все встают в кружок и играют в игру с мячом «Скажи наоборот».)

Воспитатель: (бросает мяч ребёнок). – Из одного крана течёт горячая вода, а из другого …

Ребёнок (бросает мяч обратно) Холодная.

Воспитатель: Река глубока, а ручеёк …

Дети: Мелкий.

Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и …

Дети: Медленно.

Воспитатель: В океане волны большие, а в реке …

Ребёнок: Маленькие.

Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …

Ребёнок: Стоит.

Воспитатель: Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже вода …

Ребёнок: Грязная.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите карту – схему, на которой показан путь воды из реки к нам в дом. Прежде чем вода попадает к нам в кран, она проходит большой путь. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. Итак в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. И по трубам в каждый дом, в каждый кран. Итак, к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель предлагает вспомнить, что нового узнали о воде.

Воспитатель угощает детей соком.

Список использованной литературы

1. Гризик Т. И. «Познавательное развитие детей 4-5 лет», Москва: «Просвещение», 2010г.

2. Кучерова Л. В., Тащева С. Л. «Играя, учимся», Саратов: ТОО «Водолей», 1997г.

3. Павлова М «Основы здорового образа жизни», Саратов: Научный центр-2003г.

4. Тугушева Т. П. ,Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург:«Детство- Пресс», 2008г.

Публикации по теме:

Пересказ сказки «Курочка ряба». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тип занятия: Развития речи. Тема: «Пересказ русской народной сказки «Курочка ряба» 1. Младшая группа Д\С № 66 «Весняночка». Программное.

Стихи и проза для развития детей в период адаптации к детскому саду Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Путешествие с капелькой». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 22:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...