«Путешествие в чудесный лес»

Татьяна Степанова
«Путешествие в чудесный лес»

Программное содержание: Расширять кругозор в процессе ознакомления с чувашской речью;

-формировать умения и навыки слушания и понимания чувашской речи ;

-познакомить с двумя формами числительных (ПЕРРЕ-ПЕР,ИККЕ-ИКЕ)

-формировать умения и навыки пользоваться формами вежливости (ЫРА КУН,СЫВА ПУЛ) ;

-ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ,ДЕРЕВЬЯ,ПТИЦ;НАЗЫВАТЬ ЦВЕТ;

-ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ.

-воспитывать любовь к изучению чувашского языка.

Материал: мультимедийное оборудование,игрушки (медведь, зайчик,белка,лиса,ёжик);

-Иллюстрации с изображениями птиц,цветные листочки (дуба,берёзы,клёна);

-Иллюстрации деревьев (клена,берёзы,дуба,липы,рябины;.

-Дупло,орехи.

Ход:

Ыра кун ханасем. Ыра кун ачасем. Эпе паян сыру илтем,ахаль сыру мар,асамла сыру. (Сегодня я получила письмо не простое а волшебное).Итлер-ха ачасем. (звуковое письмо).

Воспитатель. Ачасем кайапар-и экскурсине?

Ачасем Кайапар.

Воспитатель. Менпе кайапар-ха?

Ачасем. Автобуспа.

Воспитатель. Апла пулсан айтар-ха хатерленер. Ака кунта билетсем,илер те ларар хаваран вырана.

(называют номера на чувашском).Вова шофёр пулать. Кайрамар ачасем (поехали).

Песня «Автобус».

Приехали в лес (Показ мультимидео пейзаж осеннего леса).Ситремер вамана. Посмотрите какой лес?Осенний или весенний?

Дети. Осенний.

Воспитатель. Правильно осенний. (Давайте скажем Керхи варман.)Очень красиво в лесу осенью.

Менле тессем куратпар ваманта?

Дети. Сара,херле,херле-сара,хамар.

Воспитатель. Маттур ачасем. Ачасем менле йывассем усессе варманта? Какие деревья растут в лесу?

Дети. Верене,хуран,авас,пилеш. юман,сака.

Воспитатель. Сапла,хуран,авас. юман,сака,пилеш тата ытти те. Маттур ачасем. Менле чер-чунсем пуранассе варманта?

Дети. Упа,мулкач,тиле,кашкар,пакша,череп,шаши.

Воспитатель. Сапла, Пахар-ха ачасем менле йывас ларать кунта (Какое дерево)

Дети. Юман.

Воспитатель. Сапла ку юман. Юман менле йывас?Пысак е печек?

Дети. Пысак.

Воспитатель. Маттур ачасем. Сулси мен тесле?

Дети. Сулса хамар тесле.

Воспитатель. Ку менле йывас?

Дети. Ку хуран.

Воспитатель. Сапла ку хуран. Сулси мен тесле?

Дети. Сулси сара тесле.

Воспитатель. Ку менле йывас?

Дети. Ку пилеш.

Воспитатель. Сапла ку пилеш. Сулси мен тесле?

Дети. Пилеш сулси херле тесле.

Воспитатель. Ку менле йывас?

Дети. Ку сака.

Воспитатель. Сулси мен тесле?

Дети. Сулси сара тесле.

Воспитатель. Маттур ачасем. Я вижулесную школу и буквы давайте назовем их,и составим слова,какое слово получилось.

Дети:Юман,пилеш.

Полина у нас стихотворение знает про эти деревья. Полина расскажи нам. (стих «Верене,сака,палан

Хуран,авас та юман-

Пер семье те пер таван

Куртам весене паян.»

Давайте поиграем в игру «Под орешником»Мен тери илемле варманта. Пахар-ха ачасем кунта мен усеть?

Дети. Кампасем.

Воспитатель. Айтар-ха шутлатпар мисе кампа кунта?

Дети. Перре,икке,висе,таватта. пиллек. ултта. сичче. саккар,таххар,вунна.

Воспитатель. Маттур ачасем. Никита кампа пустарни синчен каласа парать.

(стих. «Эпе кайрам кампана,

Кетем хуташ вармана.

Кампи нумай пулнаран,

Хаварт тулче кунтак ман.»

Маттур Никита. ачасем мен тесле кампасем кунта?

Дети. херле,хамар тесле.

Воспитатель. Айтар-ха пер кунтакне херле кампасем пустаратпар,тепер кунтакне хамар кампасем пустаратпар.

Игра «Собери грибы».

Воспитатель. Маттур ачасем. Посмотрите как красиво поют птицы (кайаксем).Ку менле кайак?

Дети. Ку курак.

Воспитатель. Курак мен тесле?

Дети. Курак хура тесле.

Воспитатель. Сапла, курак хура тесле. Курак пысак е печек?

Дети. Курак пысак.

Воспитатель. Сапла,курак пысак. Ку менле кайак?

Дети. Ку Ула такка.

Воспитаттель. Сапла, ку Ула такка. Ку менле кайак?

Дети. ку серси.

Воспитатель. Сапла, ку серси. серси менле п? Пысак е печек?

Дети. Серси печек.

Воспитатель. Сапла серси печек. Ку менле кайак?

Дети. Ку чекес.

Воспитатель. Сапла ку чекес. Чекес синчен Таня сава каласа парать.

(стих. «Чипер кайак чекес пур

Чевель,чевель сасси пур,

Чевель чекес сассине

Чаваш савать емерне.»

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Вессе кильчес кайаксем»Маттур ачасем.

А сейчас Ирина расскажет нам стих. «Курак».

Воспитатель. Кайрамар малалла. Пахар-ха менле чер-чун ку?

Дети. Ку Упа.

Воспитатель. Сапла ку упа. Упа мен тесле?

Дети. Упа хамар тесле.

Воспитатель. Упа мен юратать?

Дети. Упа пыл юратать.

Воспитатель. Упа пысак е печеу?

Дети. Упа пысак.

Воспитатель. Упан мен пур?

Дети. Упан халхисем пур,куссем,самса пур.

Стих. «Упа»Максим Макс.

Воспитатель. Сапла, терес. Ку менле чер-чун?

Дети. Ку мулкач.

Воспитатель. Мулкач мен тесле?

Дети. Мулкач сара тесле.

Воспитатель. Мулкач мен юратать?

Дети. Мулкач кишер, купаста юратать.

Стих. «Сиксе тухре пер мулкач…» Вадим Клачков.

Игра «Мулкач»

Воспитатель. Ку менле чер-чун?

Дети. Ку тиле.

Воспитатель. Сапла ку тиле. Тилен мен пур

Дети. Тилен хуре пур.

Воспитатель. Хуре менле пысак е печек.

Дети. Хуре пысак.

Воспитатель. Тиле мен тесле?

Дети. Тиле херле-сара тесле.

Воспитатель. Эпир тилле юра юрласа паратпар. (Песня «тиллит-тиллит тиле тус…»Айтар-ха выляса илетпер тилепе. Игра «Тренеры и спортсмены»

Ку менле чер-чун?

Дети. Кашкар,череп.

Воспитатель. Маттур ачасем. Посмотрите что это?

Дети. Дупло.

Воспитатель. Кто же живет здесь?

Дети. Пакша.

Воспитатель. Сапла пакша. Чтобы было веселее споем песню «Пакша»Пахар-ха что-то здесь есть орехи,орехи не простые а чудесные, давайте мы с ними потанцуем. (Танец с орехами.)Девочки выходите. Как стало весело. Ребята посмотрите тут еще что-то есть. Это нам подарок от белки. Придем в детский сад и посмотрим что в нем. Скажем белочке спасибо.

Дети. Тавтапус!

Воспитатель А теперь вернемся в детский сад.

Дети. Сыва пулар!

Публикации по теме:

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие в чудесный лес»
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 15:32
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет)
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также является основным...