«Путешествие в историю имён». Занятие-беседа: рассказ об истории русских имён от древности до наших дней

Елена Каменских
«Путешествие в историю имён». Занятие-беседа: рассказ об истории русских имён от древности до наших дней

Цель:

Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении.

Задачи:

•Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

•Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

•Формировать у детей элементарные представления о правах.

•Помочь детям в познании и принятии собственного имени.

•Дать детям представление о происхождении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.

•Углубить понятия «Отечество», «тёзка».

•Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.

•Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

•Развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

•Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

•Дать представлении о значении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.

•Стимулировать речевую активность; способствовать развитию умения формулировать вопросы и отвечать на них.

•Упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы существительных, отчеств от имен собственных, притяжательных прилагательных от существительных;

•Развивать логическое мышление; коммуникативные качества.

•Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим, чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Словарная работа: «Конвенция», право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме; ноутбук; глобус; воздушный шар.

Непосредственная образовательная деятельность: области «Кругозор», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Ход.

Организационный момент

- Добрый день, дети! Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в необычное путешествие. (Слайд №1)

Педагог показывает глобус: - Что это такое? (Глобус.)

Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир.)

- Глобус – это маленькая модель земного шара. (Слайд № 2) Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)

- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились?(Рассуждения детей.)

- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.)

- У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Я загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

- Ребята, отгадайте загадку: «Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь?» (Имя.)

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

- А у вас есть имя? (Ответы детей.)

- Дети, что такое имя?

Это особенное слово - собственное название каждого человека.

- Кто дал вам имя? (Родители)

- Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

- А когда дают ребенку имя?(Когда рождается.)

(Когда ребёнок рождается.)

- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. (Слайд № 3)

Лишь появится ребенок,

И дышать начнет едва.

У него уже с пеленок,

Появляются права.

- Одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. Здесь записано: ст. 7 Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.

- Значит, какое есть у вас право? (Право на имя.)

- Вот об этом праве мы сегодня поговорим.

Может ли человек жить без имени? (Нет.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя.

Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.

- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Рассуждения детей.) Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

- У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Рассуждения детей.)

- У вас у всех есть имя. А для чего оно вам? (Ответы детей.)

- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен? ((Рассуждения детей.)

- Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно, нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

- Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

- Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому».

Дети называют себя полными именами.

- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (Да.)

Игра «Клубочек»

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно,

Хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить!

Каждому по солнцу подарить!

- Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.

Физкультминутка.

Как живешь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

- Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.

- Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован? (Слайды № 4, № 5, № 6, № 7, №8, №9) (Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот)

- Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

- А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович

К Соловью приближается.

Назовите имя богатыря? (Илья.)

- Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает? ( Отечество – это Родина.)

- На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Слайд). (Кот.)

- Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество.)

- На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь -

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек? (По фамилии.)

- Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

- Когда рождается ребенок, мама и папа придумывают своему малышу красивое и звучное имя, и оно живет с человеком всю его жизнь.

Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» - у каждого из вас оно есть (показ), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показ). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество. Это главный документ, удостоверяющий личность.

- О чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя?

Мальчик или девочка (Юля - Юра).

Мужчина или женщина.

Бывают одинаковые женские и мужские имена, например: Валентин и Валентина, Александр и Александра, Валерий и Валерия, Антон и Атонина, Василий и Василиса. У них только разные окончания.

Национальность.

Так, имя Светлана - русское, а Фархат - не русское. У человека любой национальности в любой стране мира есть имя. На разных языках имена звучат по-разному.

Например, русское имя Иван по-английски звучит Джон, по-немецки Иоганн, по-итальянски Джованни, по-французски Жан, по-испански Хуан, по-польски Ян.

Имена бывают современные и старинные.

- У каждого человека есть имя, у иного и не одно, а несколько. Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени можно сказать, откуда человек родом, в каких традициях воспитан и даже – о чём мечтали его родители.

Древнерусские имена представляют для нас огромный интерес. Они раскрывают богатство народного языка, показывали широту фантазии, наблюдательность русского человека, его доброту и общительность.

В старину имена – прозвища появлялись по – разному. Одни, например, запечатлевали какие черты характера, желаемого поведения человека: Добр, Храбр, Молчан, Умник. Другие «отзывались» на внешность человека: Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Лобан. Иные имена были связаны с профессией, ремеслом: Кожемяка, Селянин. Воин, Кузнец.

Древнерусские имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные. Внутрисемейное имя давалось ребёнку сразу после рождения, а уличное имя человек получал уже во взрослом состоянии. Уличные личные имена учёные называют ещё прозвищами.

Часто ребёнка называли по порядку и времени рождения. Угадайте, какой по счёту или в какой день недели родился ребёнок, которого назвали: Первуша, Вторышка, Третьяк, Пятунька, Девятко, Субботка, Мороз и другие. (Дети угадывают.)

Иногда встречались имена, характеризующие обстоятельства рождения ребёнка: Ждан, Важен, Нечайко и др; внешний вид, физический облик или черты характера поведения ребёнка: Беляк, Ушак, Худяк, Сухой, Гневаш, Мямля, Молчанка, Злобко, Суетка, Рычка.

Часто родители называли детей охранными именами, отпугивающие злые силы: Кощей, Ненаги, Неудача, Неустрой, Грязка.

Иногда дети носили имена, восходящие к названиям животных, рыб, птиц, растений: Медведь, Орёл, Волк, Конь, Селезень.

Древнерусские имена не исчезли из русского языка бесследно. Они стали массовыми основами русских фамилий.

- А какие имена дают родители современным детям? (Ответы детей.)

Сейчас родители часто называют детей именами любимых героев сериалов и даже мультфильмов, выбирая им необычные имена.

- В нашей стране помимо собственно имени, есть еще отчество и фамилия.

Все эти три слова пишутся с большой буквы. Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)

- Имена - не просто слова, а слова, называющие человека, самого главного существа на земле. Отчество и фамилию дети получают от отца. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а «отечество» от слова «отец», т. е. отчество - как бы второе имя по отцу.

-Назовите свое полное имя, отчество и фамилию. (Дети отвечают.)

Игра (с мячом) «Назови отчество сына»

Педагог называет имя, дети отчество.

У Ивана - Иванович, у Петра - Петрович, у Ильи - Ильич и т. д.

(Дети отвечают.)

- Дети, мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека.

Скажите, а если человек умирает, исчезает ли вместе с ним его имя? (Ответы детей.)

- Нет. Оно остается в памяти других людей.

Было бы хорошо, если бы вы помнили имена своих родственников - не только бабушек и дедушек, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную.

- Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.

- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья, Юрий, Петр, Александр?

Дети.

Илья Муромец - русский богатырь. (Слайд № 10)

Юрий Гагарин - первый космонавт. (Слайд № 11)

Петр Ильич Чайковский - русский композитор. (Слайд № 12)

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. (Слайд № 13)

«Дуэль имён» (для детей 5 – 10 лет)

Для игры понадобится простыня или покрывало.

Ведущий находит себе помощника для проведения игры. Группа делится на 2 подгруппы. Они располагаются напротив друг друга. Ведущий с помощником держат покрывало между группами таким образом, чтобы подгруппы не видели друг друга. В тишине каждая подгруппа выбирает по одному игроку. Они должны подкрасться к покрывалу и сесть на корточки к нему лицом. По сигналу ведущие быстро опускают простыню. Каждый участник должен как можно быстрее назвать имя игрока, находящегося напротив. Первый назвавший имя соперника имеет право забрать с собой игрока в свою команду.

Вариант. Ребята садятся спиной друг к другу. Ведущий описывает внешность одного из игроков. Другой должен назвать имя описываемого человека. И наоборот.

Итог занятия. Рефлексия.

- Наше занятие заканчивается. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.)

Что нового вы узнали об именах? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на занятии? (Дети отвечают.)

- Дети, вы живёте в одном посёлке, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Теремок» в нём живут такие дружные ребята!

Всем спасибо. Занятие окончено.

Использованные источники:

Горина Г. А., Горина М. П. Конспект занятия "Я имею право на имя" - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Игры на знакомство. – Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2003, № 8. С 68 –71.

Каверина Н. Г. Конспект «Наши имена». - Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Минниахметова Г. Н. Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско - правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста). -Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Титовская Н. Н. Путешествие в историю имён. – Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник для библиотек и школ. 2005, №3. С 61 – 63.

Составитель материала: учитель – логопед МБДОУ д/с «Теремок» Каменских Елена Викторовна

Дата проведения: 03. 04. 13.

Прикреплённые файлы:

imja_2rrkq.pptx | 162,36 Кб | Скачан: 451
 
Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы «Право на жизнь» Программное содержание: Продолжать знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка; познакомить с содержанием статей № 6.7; довести до сознания.

Проект «Тайна моего имени» .

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Потешки и стишки
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Путешествие в историю имён». Занятие-беседа: рассказ об истории русских имён от древности до наших дней
Опубликовано: 14 мая 2013 в 20:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дубовички на прогулке. Детский мастер-класс из желудей и синельной проволоки для...
Осень предоставляет нам богатый материал для творчества: листья, каштаны, желуди, веточки, семена и другой материал. Поделки из желудей относятся к простому...
Подарок ко Дню матери «Шкатулка-игольница»
Изготовление шкатулки-игольницы для мамы на день Матери Возраст: 4-5 лет Мама – самый дорогой, близкий и родной человек, играющий особенную роль в...
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фотоотчёт
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения «Спор грибов»
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...