Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов»

Музыка Екатерина
Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов»

ЗАДАЧИ:

- Познакомить с историей часов;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;

- Активизировать словарный запас;

- Воспитывать уважение к труду человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Проявляет интерес к истории часов;

- Активен в познавательном диалоге с взрослыми;

- Имеет представление о значении труда взрослых.

МАТЕРИАЛ:

- Картинки с изображением различных видов часов;

- Разные часы: песочные, механические, электронные, электрические;

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах

- Картина с изображением солнечных часов;

- Ватман с окружностью в середине листа;

- Тарелочка с жёлтой краской;

- Влажная тряпочка для каждого ребёнка.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Рассматривание разных видов часов;

- Чтение книги В. И. Мельникова «Про часы и о часах»;

- Заучивание загадок, стихотворения В. Берестова «Часы».

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о часах, вернёмся к прошлому, вам будет очень интересно!

Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда попробуйте отгадать загадку.

Весь век идёт Ерё мушка:

Ни сна ему, ни дрёмушка.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места так и не сойдёт.

-Ребята, что это? (часы)

- Значит, мы отправляемся в прошлое часов. (подходят к первому столу, на нём картинка- петушок на заборе.)

- Говорить мы будем о часах, а кто знает, причём тут петушок?

- Ребята, давным-давно люди узнавали время только по «живым часам». Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку».

-Но можно ли по пению петуха определить точное время?

- Всегда и везде были петухи?

- Делаем вывод: такие живые часы были неудобны, хотя ими всё-таки пользовались.

- Подходим ко второму столу. (На столе тарелочка с жёлтой краской, и для каждого ребёнка влажные тряпочки, здесь же лист ватмана, в середине которого окружность)

-Ребята, намочим ладошку вот так (показывает) и пальчиками вверх приложим её к кругу, затем вытрем ладошку.

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Это солнышко лучистое!

- А при чём тут солнышко?

- А вдруг петушок заболеет и проспит? Тогда людей будило солнышко. Послушайте историю.

Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся человек и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже круг пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот что придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил и разделил круг на части (показ картинки или опыта). Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу, отмечая час за часом. Глядел человек на своё изобретение и радовался. Ведь он придумал инструмент для измерения времени - солнечные часы. Тогда и появился круг (циферблат) и указатель, который отбрасывал тень на циферблат. Работали такие часы только в солнечные дни, но всё равно польза от них была огромная. Долго они служили людям.

- Как вы думаете, нужны были людям такие часы? Почему?

-Мы свами узнали, что солнечные часы изобрёл человек. А как назвать такого человека? (изобретатель, творец)

Подходим к третьему столу (на столе картинка с изображением водяных часов и песочные часы).

- Послушайте другую историю. Однажды умный человек, житель древнего города Рима, Сципион Назик, наблюдал, как из глиняного кувшина сочилась вода. Кап….Кап…Падали капли, будто говорили: «думай, думай!» И Назик придумал. Радостный он прибежал домой. Взял стеклянный сосуд, просверлил в донышке маленькую дырку, налил в сосуд воды, и стал ждать. Вода, капля за каплей, стала вытекать через дырку. По солнечным часам Назик стал отмечать на стекле чёрточками уровень воды. Прошёл час, уровень воды на стекле опустился, и Назик сделал первую чёрточку. Ещё час прошёл, и он сделал вторую чёрточку и т. д. Когда вся вода вытекла, на стеклянной стенке сосуда было 12 чёрточек, а это означало, что прошло 12 часов. Так появились в Древнем Риме водяные часы.

- А вот другие часы, тоже без стрелок, песочные, ровесники водяным часам, и даже чем то похожи. Только вместо воды они наполнялись песком, и их надо было всё время переворачивать. Такие часы были тоже неудобны, так как они действовали несколько минут.

- Ребята, как вы думаете, удобны или неудобны были водяные часы?

- Водяные часы не дожили до наших дней, а песочные часы и сейчас служат человеку. Их можно встретить в лабораториях у химиков, у врача в больнице.

Подходим к четвёртому столу, на нём разные часы или иллюстрации, и в разобранном виде механизм будильника.

- Шло время, и люди создали новые приборы для измерения времени. Нашёлся умный человек – изобретатель, и придумал новые часы, с циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан был деревянным, тяжёлым, как бревно. Вместо цепочки на барабан наматывали толстый канат с тяжёлыми гирями. Такие громоздкие и тяжёлые часы дома не помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях. Первые башенные часы появились в Лондоне, а через 100лет в Москве на башне старого белокаменного Кремля (показ иллюстрации).

- А потом в домах стали появляться часы под названием «ходики». Они вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У таких часов был механизм, и состоял из множества шестерёнок и пружинок. Такие часы называли механическими, и были они с одной часовой стрелкой. Минутная и секундная стрелки появились 300 лет назад (рассматриваем часы-ходики).

- Часы были очень дорогими, не все могли себе позволить купить их. Богатые, знатные люди носили часы в кармане на цепочке, эти часы называли карманные. Карманные часы имели форму яйца. Их так и прозвали «Нюрнбергское яйцо», так как изготовлены они были в немецком городе Нюрнберге.

- Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая спрятана в круглой железной коробочке. По кругу коробочки нарезали зубчики, и получилась шестерня с пружинкой внутри.

Уже в то время появились часовые мастера – часовщики. Такие люди стали придумывать различные часы: в виде шкатулок, башенок, часы научились играть музыку, показывать представления. Таким часовым мастером-изобретателем был Иван Петрович Кулибин из Нижнего Новгорода.

Кулибине и царице Чтение отрывка из книги И. Мельникова «про часы и о часах» о И. П. Екатерине.

- Подходим к четвёртому столу (на столе лежат электрические и электронные часы).

- Менялась жизнь в течение веков. Люди всё больше дорожили временем. Постепенно часы стали необходимостью для каждого человека. Их человек всё время усовершенствует.

- Ребята, о какие ещё часы вы знаете?

- За счёт чего они работают?

- Зачем нужны часы человеку?

Да, ребята, часы появились электронные и электрические. В них внутри вставлен или маленький электрический моторчик, или своя электростанция - крохотная батарейка (показывает).

- Ребята, вот такой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какие они сейчас. И всё это, ребята, сделал человек – изобретатель, творец. А нам надо беречь его труд.

А сейчас вспомните, о каких часах мы с вами говорили, почему человек изобрёл часы?

Спасибо всем за работу, вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Путешествие в мир часов» Конспект занятия по математике в подготовительной группе. На тему: «Путешествие в мир часов» МКОУ «Прогимназия №1» Воспитатель: Клепинина.

Фотоотчет занятия «Путешествие в прошлое»Фотоотчет занятия «Путешествие в прошлое» На занятиях по окружающему миру мы с детками часто "путешествуем". Мы уже побывали в разных уголках земного шара: в Арктике и Антарктиде.

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов» ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ» ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с видами.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну часов» Программные задачи: Формировать у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли, познакомить с историей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое часов» Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов. 1. Организационный момент Ребята, сегодня к нам на занятие пришли.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Задачи: Расширять.

НОД «Путешествие в прошлое книги» Конспект организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьмиТема : «Путешествие в прошлое книги» Возрастная группа:.

Проект «Путешествие в прошлое одежды» 1. Цель и эффективность инновации: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Путешествие в прошлое кресла. Цель: продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода (стул, табурет, кресло). Умение описывать предмет, выделяя его характерные.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое ложки» "Путешествие в прошлое ложки" Цель: Обогащать представление детей о многообразии ложек; - ознакомить с историей создания ложки; - развивать.

Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 19 декабря 2015 в 09:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД