Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»

Людмила Мурашко
Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»

Программные задачи:

- закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роле в жизни человека;

- закрепить умения детей ориентироваться во времени по часам;

- учить детей изготавливать простейшие водяные часы;

- воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками;

- обогащать словарь детей.

Материал:

- картинки и иллюстрации водяных, солнечных, цветочных часов;

- различные виды механических, электронных, песочных часов;

- карточки с цифрами от 1 до 12;

- пустая бутылка из-под воды для опыта;

- заготовки часов для аппликации;

Ход занятия:

I. Вводная часть

Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (слышен бой часов)

Чем похожи часы?

Что у них общего? (цифры, стрелки)

Ребята, сегодня я расскажу вам историю появления часов. Для этого нам надо отправиться в прошлое. Повторяйте за мной:

1, 2, 3, вокруг себя ты повернись,

В далеком прошлом окажись.

II. Основная часть

1) Солнечные часы

Давным-давно часов не было. Как вы думаете, как человек мог узнать время?

- По солнцу. Такие часы назывались солнечные. А придумали их в древнем Риме. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы – пришло время отдыхать.

И вот однажды, заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он палку в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце и тень от палки двинулось по кругу. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень и значит скоро вечер.

- Как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам? Удобны ли такие часы? (они были очень большими, их нельзя взять с собой, работали только в солнечные дни)

2) Часы петух

- Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат «ку-ка-ре-ку». Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит «Скоро утро! Пора вставать!» Люди заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый лучик. Именно с первым криком петуха вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается, начнет кричать.

3) Водяные часы

- В высокий узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Я предлагаю сделать вам такие часы. (практическая работа: изготовление часов)

Как вы думаете, удобны ли такие часы? (нет, в них надо постоянно подливать воду)

Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

4) Песочные часы

- После неудачи с солнечными и водяными часами люди стали ломать голову, как бы придумать часы получше, чтобы они показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И тогда человек придумал песочные часы. В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время. Но и эти часы оказались неудобными. Их постоянно надо было переворачивать. Песочные часы до сих пор используются в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

Физминутка. Игра «Ходят стрелочки по кругу»

На полу разложены карточки с цифрами от одного до 12-ти по кругу. Дети встают около карточек, взявшись за руки.

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу)

Стрелки, стрелки не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с карточкой)

Воспитатель: 5часов (встают дети, сидящие рядом с цифрами 5 и 12)

5) Огненные часы

В сосуд наливали масло. Горит огонь и масло в сосуде потихоньку сгорает. По отметкам на сосуде люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думаете удобны ли эти часы? (нет, часы могут упасть и возникнет пожар) А знаете ли вы, что обычная восковая свеча – это тоже огненные часы. Свечка сверху до низу разрисовывалось, как зебра, черно-белыми полосами. Свеча горела, таяла, и вместе с ней таяли полоски. Сколько полосок исчезало столько часов и проходило. Восковые часы работали только в помещении, где нет ветра.

6) Цветочные часы

Самые необычные – это цветочные часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. В пасмурную погоду цветочные часы «не работаю» совсем. Цветы остаются закрытыми. Люди их используют для украшения клумб.

Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. Но об этом я расскажу вам в следующий раз. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

1, 2, 3 вокруг себя ты повернись

И в детский сад назад вернись.

Ребята, а сейчас мы с вами будем мастерить часы.

12 чисел ты возьми,

По кругу их расположи,

Сделал, как тебе велят?

Получился циферблат!

К циферблату, деточки,

Прикрепите стрелочки.

Стрелочки покружатся – стрелочки подружатся!

Стрелочки подучатся – часики получатся!

Дети самостоятельно изготавливают макеты часов. (звучит музыка «Бьют часы на старой башне»)

Заключительная часть.

Ребята о чем мы сегодня говорили? (о часах)

А как вы думаете можно ли остановить время? Можно остановить часы, но время было и будет всегда. За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькими, стали большими. Время идет вперед.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по теме «Часы, время»Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея "Измерений" по теме "Часы, время", была создана презентация "Этапы развития часов". С целью закрепления.

Мини-музей. Коллекция часовМини-музей. Коллекция часов В моей группе уже несколько лет существует коллекция различных часов: наручных, настенных, карманных и будильники. Инициатором коллекции.

Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 13:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...