Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»

Людмила Мурашко
Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»

Программные задачи:

- закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роле в жизни человека;

- закрепить умения детей ориентироваться во времени по часам;

- учить детей изготавливать простейшие водяные часы;

- воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками;

- обогащать словарь детей.

Материал:

- картинки и иллюстрации водяных, солнечных, цветочных часов;

- различные виды механических, электронных, песочных часов;

- карточки с цифрами от 1 до 12;

- пустая бутылка из-под воды для опыта;

- заготовки часов для аппликации;

Ход занятия:

I. Вводная часть

Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (слышен бой часов)

Чем похожи часы?

Что у них общего? (цифры, стрелки)

Ребята, сегодня я расскажу вам историю появления часов. Для этого нам надо отправиться в прошлое. Повторяйте за мной:

1, 2, 3, вокруг себя ты повернись,

В далеком прошлом окажись.

II. Основная часть

1) Солнечные часы

Давным-давно часов не было. Как вы думаете, как человек мог узнать время?

- По солнцу. Такие часы назывались солнечные. А придумали их в древнем Риме. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы – пришло время отдыхать.

И вот однажды, заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он палку в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце и тень от палки двинулось по кругу. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень и значит скоро вечер.

- Как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам? Удобны ли такие часы? (они были очень большими, их нельзя взять с собой, работали только в солнечные дни)

2) Часы петух

- Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат «ку-ка-ре-ку». Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит «Скоро утро! Пора вставать!» Люди заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый лучик. Именно с первым криком петуха вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается, начнет кричать.

3) Водяные часы

- В высокий узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Я предлагаю сделать вам такие часы. (практическая работа: изготовление часов)

Как вы думаете, удобны ли такие часы? (нет, в них надо постоянно подливать воду)

Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

4) Песочные часы

- После неудачи с солнечными и водяными часами люди стали ломать голову, как бы придумать часы получше, чтобы они показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И тогда человек придумал песочные часы. В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время. Но и эти часы оказались неудобными. Их постоянно надо было переворачивать. Песочные часы до сих пор используются в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

Физминутка. Игра «Ходят стрелочки по кругу»

На полу разложены карточки с цифрами от одного до 12-ти по кругу. Дети встают около карточек, взявшись за руки.

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу)

Стрелки, стрелки не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с карточкой)

Воспитатель: 5часов (встают дети, сидящие рядом с цифрами 5 и 12)

5) Огненные часы

В сосуд наливали масло. Горит огонь и масло в сосуде потихоньку сгорает. По отметкам на сосуде люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думаете удобны ли эти часы? (нет, часы могут упасть и возникнет пожар) А знаете ли вы, что обычная восковая свеча – это тоже огненные часы. Свечка сверху до низу разрисовывалось, как зебра, черно-белыми полосами. Свеча горела, таяла, и вместе с ней таяли полоски. Сколько полосок исчезало столько часов и проходило. Восковые часы работали только в помещении, где нет ветра.

6) Цветочные часы

Самые необычные – это цветочные часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. В пасмурную погоду цветочные часы «не работаю» совсем. Цветы остаются закрытыми. Люди их используют для украшения клумб.

Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. Но об этом я расскажу вам в следующий раз. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

1, 2, 3 вокруг себя ты повернись

И в детский сад назад вернись.

Ребята, а сейчас мы с вами будем мастерить часы.

12 чисел ты возьми,

По кругу их расположи,

Сделал, как тебе велят?

Получился циферблат!

К циферблату, деточки,

Прикрепите стрелочки.

Стрелочки покружатся – стрелочки подружатся!

Стрелочки подучатся – часики получатся!

Дети самостоятельно изготавливают макеты часов. (звучит музыка «Бьют часы на старой башне»)

Заключительная часть.

Ребята о чем мы сегодня говорили? (о часах)

А как вы думаете можно ли остановить время? Можно остановить часы, но время было и будет всегда. За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькими, стали большими. Время идет вперед.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по теме «Часы, время»Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея "Измерений" по теме "Часы, время", была создана презентация "Этапы развития часов". С целью закрепления.

Мини-музей. Коллекция часовМини-музей. Коллекция часов В моей группе уже несколько лет существует коллекция различных часов: наручных, настенных, карманных и будильники. Инициатором коллекции.

Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 13:58
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...