«Путешествие в пустыню»

Татьяна Сагитдинова
«Путешествие в пустыню»

«Путешествие в пустыню»

(Конспект сюжетно-дидактической игры для детей старшего возраста)

Программное содержание: уточнить представление детей о растениях и животных пустыни, о том, как они приспособились к климатическим условиям. Познакомить с животными: тушканчиком, ящерицей круглоголовой. Выяснить представления детей о том, чем питается верблюд, как он спасается от жары. Развивать воображение детей в игре, мышление при решении проблемных вопросов и с помощью сравнений.

Воспитывать познавательный интерес к обитателям пустыни.

Материалы к занятию: стулья, веревки, халат, чалма, фляжки с водой, еда (деревянный конструктор, кактус – растение, макеты саксаула, верблюжьей колючки, посаженные в емкость с песком, лопата, лента 1,5 м, дорожка со следами, картинки: верблюда, ящерицы, тушканчика.

Словарь: караван-баши (погонщик верблюдов, проводник)

Предварительная работа: чтение рассказов С. Снигирева «Караван», «Африка настоящая» беседа о пустыне и ее климате, о верблюде

Ход игры:

Воспитатель: «Куда мы летали в прошлый раз на самолете?»

Дети: «В пустыню Сахару».

Воспитатель: «Хотите отправиться туда еще раз? На чем еще можно путешествовать по пустыне(уточняются представления детей) Что нам может понадобиться в пустыне

Дети: «Белая одежда, панама, фляжки с водой».

Воспитатель: «Кто из вас катался на верблюде? А хотелось бы вам сесть на верблюда? Давайте отправимся в пустыню на верблюдах».

Дети строят из 2-х стульчиков верблюда и сцепляют их веревкой, имитируют надевание одежды для путешествия, панамы. Воспитатель уточняет, почему одежда должна быть белой, для чего нужна панама.

Воспитатель: «Кто поведет наш караван по пустыне, чтобы мы не заблудились?

Дети: «Проводник».

Воспитатель: «Проводника верблюдов называют караван- баши». (Роль проводника -караван- баши воспитатель берет на себя, надевает чалму и специальный халат).

Воспитатель- проводник: «Пора отправляться в путь. Садитесь на верблюдов. Жарко в пустыне. Песок горячий, а верблюд идет по раскаленному песку и не получает ожогов. Почему?»

Дети:«У верблюдов специальная «обувь» их стопы защищены мозолистыми подушками».

Воспитатель- проводник:«Правильно, мозолистое тело предохраняет ноги верблюда от ожогов и травм об острые камни. (демонстрирует картинки верблюда). Как вы думаете, какими должны быть мозоли, чтоб верблюд не проваливался в песок?»

Дети: «Широкими».

Воспитатель- проводник «В пустыне очень жарко и мы с вами надели белые халаты. Почему не жарко верблюдам? Что защищает его тело?»

Дети: «Длинная и густая шерсть».

Воспитатель- проводник «Как вы думаете, зачем верблюду горб?»

Дети: «Горб верблюда –мешок, куда откладываются жировые запасы»

Воспитатель- проводник: «Долго мы едем по пустыне, пора сделать привал, слезайте с верблюдов. Пусть отдохнут, да и нам не мешает прогуляться по пустыне. Посмотрите, а верблюд ест какое-то растение (воспитатель вносит макет верблюжьей колючки, саксаула, посаженных в таз с песком).»

Воспитатель- проводник.: «Это верблюжья колючка -кустарник. Чем это растение отличается от кустарников на нашем участке?»

Дети: «Он круглый, колючий, на нем нет почти листьев».

Воспитатель- проводник: «Кто знает, как называется это дерево. (воспитатель демонстрирует саксаул)».

Воспитатель- проводник.: «Давайте, изобразим саксаул (дети имитируют дерево»).

«Саксаул отличается от деревьев, растущих на нашем участке? Чем? В пустыне нет воды, а где эти растения берут воду?

(воспитатель слушает ответы детей)».

Воспитатель- проводник «Давайте посмотрим, какие у него корни. Где моя лопата? Кто мне поможет? (воспитатель приподнимает модель саксаула и демонстрирует детям длину корня- полностью не показывает их) Какой длины корень? Покажите. (дети вытягивают руки вверх, встают на носочки) Если бы выкопали из земли саксаул и забрались на крышу девятиэтажного дома, только тогда его корни достали бы до земли. А вот еще одно растение (показывает кактус) У кактуса тоже длинные корни?»

Дети: «Маленькие. Они расположены у самой поверхности».

Воспитатель- проводник «Как вы думаете, почему он не высыхает? И где же добывает воду? Воспитатель рассказывает, что во время дождя кактус собирает ее с поверхности земли и накапливает в мясистом стебле.

Воспитатель- проводник

«Давайте поиграем в игру «Мы кактусы». Дети изображают кактусы и по команде «Дождь» движениями рук имитируют сбор воды и откладывание его в стебли. По команде «Дождь прошел» -стоят - руки чуть разведены в стороны.

Воспитатель- проводник «Ну вот, уже наступил вечер, пора возвращаться к месту стоянки. (Дети выполняют легкий бег в колонне по - одному и идут по выложенным на полу следам). Присаживайтесь около своих верблюдов, попейте воды, покушайте. Ребята, посмотрите, а кто это там показался из песка? (показ картинки круглоголовой ящерицы)»

Дети: «Похоже на ящерицу».

Воспитатель- проводник «Расскажите, какая она?»

Дети: «Голова круглая, туловище продолговатое, окраска буро-зеленая»

Воспитатель- проводник «Из-за круглой головы ее назвали ящерица - круглоголовая. Знаете, чем эта ящерица интересна? (воспитатель выдерживает паузу) Она в одну секунду может зарыться в песок. (воспитатель берет картинку с ящерицей в руку, предлагает детям закрыть и открыть глаза, а сама в это время прячет ее за спину). Вот видите, как быстро она спряталась. (игра повторяется несколько раз)».

Воспитатель- проводник «А знаете, как она это делает? Прислонится к песку животиком, задрожит, затрясется и «утонет». Представьте, что вы ящерицы- круглоголовки, давайте повторим ее движения».(Дети имитируют движения по погружению ящерицы в песок: стоят. Прижав к туловищу руки. Дрожат, трясутся телом, покачиваются из стороны в сторону и быстро приседают.

Воспитатель- проводник «Молодцы! Присаживайтесь около верблюдов. Посмотрите, а вот еще один житель пустыни показался. Кто это? (показ картинки тушканчика)

Воспитатель- проводник «Кто из Вас, дети, знает, это кто?»

Дети: «Это тушканчик.»

Воспитатель- проводник «Правильно. Он чемпион по выкапыванию норок. За 15 минут он выкапывает нору в песке длиной в 1,5 метра. (воспитатель показывает ленту этой длины) Как вы думаете, передвигается тушканчик?»(воспитатель слушает ответы детей, уточняет их- тушканчик прыгает на двух ногах).

Воспитатель- проводник «Покажите, как он передвигается. Давайте же, мы будем с вами маленькими тушканчиками. (Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед, выпрыгивают вверх из глубокого приседа, подпрыгивают на месте, достают предмет, подвешенный выше поднятой детской руки ребенка на 25-30 см»

Воспитатель- проводник «Прыжок тушканчика может достигать 3 метров. (воспитатель демонстрирует длину прыжка) Еще тушканчик может, не разбегаясь подпрыгнуть, вцепиться зубами, а затем и лапками в ветку и вот он уже на дереве. А знаете, зачем тушканчику такой длинный хвост? Длинный хвост – это руль, помогающий быстро менять направление на скаку.»

Воспитатель- проводник «Ну вот, уже совсем темно и нам пора отправляться на ночлег».

(воспитатель предлагает детям лечь спать около верблюдов, дети имитируют сон).

Воспитатель- проводник «Уже наступило утро. А куда подевались все животные? Почему они укрылись в песке? Когда они выходят на охоту? Чем питается ящерица-круглоголовка? А тушканчик? Хотите узнать? Где мы можем об этом узнать? (дети предлагают разные варианты ответов)

Воспитатель- проводник «Садитесь на верблюдов, пора отправляться дальше в путь. Наше путешествие закончилось, пора отправляться в детский сад».

Используемая литература

Энциклопедия для детей М., «АВАНТА +», 1995

Публикации по теме:

Оформление сюжетно-ролевых игрОформление сюжетно-ролевых игр В нашей группе очень мало места для хранения сюжетно-ролевых игр. Мы с моей сменщицой Батиной Татьяной Федоровной решили оформить игры вот.

Занятие в подготовительной группе: «Верблюд в пустыне» АннотацияЗанятие «Верблюд в пустыне» разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Игрушки
Автор публикации:
«Путешествие в пустыню»
Опубликовано: 9 февраля 2012 в 18:04
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...