«Путешествие в пустыню»

Татьяна Сагитдинова
«Путешествие в пустыню»

«Путешествие в пустыню»

(Конспект сюжетно-дидактической игры для детей старшего возраста)

Программное содержание: уточнить представление детей о растениях и животных пустыни, о том, как они приспособились к климатическим условиям. Познакомить с животными: тушканчиком, ящерицей круглоголовой. Выяснить представления детей о том, чем питается верблюд, как он спасается от жары. Развивать воображение детей в игре, мышление при решении проблемных вопросов и с помощью сравнений.

Воспитывать познавательный интерес к обитателям пустыни.

Материалы к занятию: стулья, веревки, халат, чалма, фляжки с водой, еда (деревянный конструктор, кактус – растение, макеты саксаула, верблюжьей колючки, посаженные в емкость с песком, лопата, лента 1,5 м, дорожка со следами, картинки: верблюда, ящерицы, тушканчика.

Словарь: караван-баши (погонщик верблюдов, проводник)

Предварительная работа: чтение рассказов С. Снигирева «Караван», «Африка настоящая» беседа о пустыне и ее климате, о верблюде

Ход игры:

Воспитатель: «Куда мы летали в прошлый раз на самолете?»

Дети: «В пустыню Сахару».

Воспитатель: «Хотите отправиться туда еще раз? На чем еще можно путешествовать по пустыне(уточняются представления детей) Что нам может понадобиться в пустыне

Дети: «Белая одежда, панама, фляжки с водой».

Воспитатель: «Кто из вас катался на верблюде? А хотелось бы вам сесть на верблюда? Давайте отправимся в пустыню на верблюдах».

Дети строят из 2-х стульчиков верблюда и сцепляют их веревкой, имитируют надевание одежды для путешествия, панамы. Воспитатель уточняет, почему одежда должна быть белой, для чего нужна панама.

Воспитатель: «Кто поведет наш караван по пустыне, чтобы мы не заблудились?

Дети: «Проводник».

Воспитатель: «Проводника верблюдов называют караван- баши». (Роль проводника -караван- баши воспитатель берет на себя, надевает чалму и специальный халат).

Воспитатель- проводник: «Пора отправляться в путь. Садитесь на верблюдов. Жарко в пустыне. Песок горячий, а верблюд идет по раскаленному песку и не получает ожогов. Почему?»

Дети:«У верблюдов специальная «обувь» их стопы защищены мозолистыми подушками».

Воспитатель- проводник:«Правильно, мозолистое тело предохраняет ноги верблюда от ожогов и травм об острые камни. (демонстрирует картинки верблюда). Как вы думаете, какими должны быть мозоли, чтоб верблюд не проваливался в песок?»

Дети: «Широкими».

Воспитатель- проводник «В пустыне очень жарко и мы с вами надели белые халаты. Почему не жарко верблюдам? Что защищает его тело?»

Дети: «Длинная и густая шерсть».

Воспитатель- проводник «Как вы думаете, зачем верблюду горб?»

Дети: «Горб верблюда –мешок, куда откладываются жировые запасы»

Воспитатель- проводник: «Долго мы едем по пустыне, пора сделать привал, слезайте с верблюдов. Пусть отдохнут, да и нам не мешает прогуляться по пустыне. Посмотрите, а верблюд ест какое-то растение (воспитатель вносит макет верблюжьей колючки, саксаула, посаженных в таз с песком).»

Воспитатель- проводник.: «Это верблюжья колючка -кустарник. Чем это растение отличается от кустарников на нашем участке?»

Дети: «Он круглый, колючий, на нем нет почти листьев».

Воспитатель- проводник: «Кто знает, как называется это дерево. (воспитатель демонстрирует саксаул)».

Воспитатель- проводник.: «Давайте, изобразим саксаул (дети имитируют дерево»).

«Саксаул отличается от деревьев, растущих на нашем участке? Чем? В пустыне нет воды, а где эти растения берут воду?

(воспитатель слушает ответы детей)».

Воспитатель- проводник «Давайте посмотрим, какие у него корни. Где моя лопата? Кто мне поможет? (воспитатель приподнимает модель саксаула и демонстрирует детям длину корня- полностью не показывает их) Какой длины корень? Покажите. (дети вытягивают руки вверх, встают на носочки) Если бы выкопали из земли саксаул и забрались на крышу девятиэтажного дома, только тогда его корни достали бы до земли. А вот еще одно растение (показывает кактус) У кактуса тоже длинные корни?»

Дети: «Маленькие. Они расположены у самой поверхности».

Воспитатель- проводник «Как вы думаете, почему он не высыхает? И где же добывает воду? Воспитатель рассказывает, что во время дождя кактус собирает ее с поверхности земли и накапливает в мясистом стебле.

Воспитатель- проводник

«Давайте поиграем в игру «Мы кактусы». Дети изображают кактусы и по команде «Дождь» движениями рук имитируют сбор воды и откладывание его в стебли. По команде «Дождь прошел» -стоят - руки чуть разведены в стороны.

Воспитатель- проводник «Ну вот, уже наступил вечер, пора возвращаться к месту стоянки. (Дети выполняют легкий бег в колонне по - одному и идут по выложенным на полу следам). Присаживайтесь около своих верблюдов, попейте воды, покушайте. Ребята, посмотрите, а кто это там показался из песка? (показ картинки круглоголовой ящерицы)»

Дети: «Похоже на ящерицу».

Воспитатель- проводник «Расскажите, какая она?»

Дети: «Голова круглая, туловище продолговатое, окраска буро-зеленая»

Воспитатель- проводник «Из-за круглой головы ее назвали ящерица - круглоголовая. Знаете, чем эта ящерица интересна? (воспитатель выдерживает паузу) Она в одну секунду может зарыться в песок. (воспитатель берет картинку с ящерицей в руку, предлагает детям закрыть и открыть глаза, а сама в это время прячет ее за спину). Вот видите, как быстро она спряталась. (игра повторяется несколько раз)».

Воспитатель- проводник «А знаете, как она это делает? Прислонится к песку животиком, задрожит, затрясется и «утонет». Представьте, что вы ящерицы- круглоголовки, давайте повторим ее движения».(Дети имитируют движения по погружению ящерицы в песок: стоят. Прижав к туловищу руки. Дрожат, трясутся телом, покачиваются из стороны в сторону и быстро приседают.

Воспитатель- проводник «Молодцы! Присаживайтесь около верблюдов. Посмотрите, а вот еще один житель пустыни показался. Кто это? (показ картинки тушканчика)

Воспитатель- проводник «Кто из Вас, дети, знает, это кто?»

Дети: «Это тушканчик.»

Воспитатель- проводник «Правильно. Он чемпион по выкапыванию норок. За 15 минут он выкапывает нору в песке длиной в 1,5 метра. (воспитатель показывает ленту этой длины) Как вы думаете, передвигается тушканчик?»(воспитатель слушает ответы детей, уточняет их- тушканчик прыгает на двух ногах).

Воспитатель- проводник «Покажите, как он передвигается. Давайте же, мы будем с вами маленькими тушканчиками. (Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед, выпрыгивают вверх из глубокого приседа, подпрыгивают на месте, достают предмет, подвешенный выше поднятой детской руки ребенка на 25-30 см»

Воспитатель- проводник «Прыжок тушканчика может достигать 3 метров. (воспитатель демонстрирует длину прыжка) Еще тушканчик может, не разбегаясь подпрыгнуть, вцепиться зубами, а затем и лапками в ветку и вот он уже на дереве. А знаете, зачем тушканчику такой длинный хвост? Длинный хвост – это руль, помогающий быстро менять направление на скаку.»

Воспитатель- проводник «Ну вот, уже совсем темно и нам пора отправляться на ночлег».

(воспитатель предлагает детям лечь спать около верблюдов, дети имитируют сон).

Воспитатель- проводник «Уже наступило утро. А куда подевались все животные? Почему они укрылись в песке? Когда они выходят на охоту? Чем питается ящерица-круглоголовка? А тушканчик? Хотите узнать? Где мы можем об этом узнать? (дети предлагают разные варианты ответов)

Воспитатель- проводник «Садитесь на верблюдов, пора отправляться дальше в путь. Наше путешествие закончилось, пора отправляться в детский сад».

Используемая литература

Энциклопедия для детей М., «АВАНТА +», 1995

Публикации по теме:

Оформление сюжетно-ролевых игрОформление сюжетно-ролевых игр В нашей группе очень мало места для хранения сюжетно-ролевых игр. Мы с моей сменщицой Батиной Татьяной Федоровной решили оформить игры вот.

Занятие в подготовительной группе: «Верблюд в пустыне» АннотацияЗанятие «Верблюд в пустыне» разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Игрушки
Автор публикации:
«Путешествие в пустыню»
Опубликовано: 9 февраля 2012 в 18:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Атрибуты из бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин»
Сюжетно-ролевая игра – это настоящая практика ребенка, его реальная жизнь. Всем известно, что в условиях дошкольного учреждения ведущим аспектом...
Сервировка столов в группе раннего возраста
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной...
Фотоотчет «Экологический районный фестиваль «Земля в твоих ладошках»
В год экологии для формирования культуры, бережного отношения к природе и чувства патриотизма у детей на базе дошкольного учреждения № 13 "Весна" был...
Опыт «Какая вода быстро замерзнет — соленая или пресная?»
Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема : Почему вода в океане не замерзает? Материалы:...
Видеоотчет о фрагменте развлечения в старшей группе «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...