«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Татьяна Курлина
«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Программное содержание:

1. Познакомить с характерными чертами уральского фольклора.

2. Закрепить знания о жанрах и видах уральского народного творчества.

3. Развивать любознательность, речевые умения.

4. Воспитывать интерес к культурному уральскому наследию народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

Обогащение: фольклор

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами уральского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, снежинки.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия.

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию).

Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём?

Дети: Урал.

(Показать Урал на карте России).

Воспитатель: Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.

Воспитатель: Чем же знаменит наш Урал?

Почему о нём знают люди во многих странах? Чем он богат?

(Ответы детей: Знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом. Знаменит горами, реками, озёрами, лесами со смоляным запахом.)

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Как у нас на Урале уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает).

Здравствуйте, дорогие внучата!

Я очень скучаю и жду вас в гости.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».

Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)

Воспитатель: И у нас на Урале люди тоже занимались фольклором.

И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю – Уралу и лучше познакомимся с нашим уральским фольклором.

Наш путь не лёгкий и не близкий.

(Воспитатель смотрит на карту).

Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего зала!

Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику.

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу.

Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?

Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?

Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!

• Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста.

(Ответы детей).

Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

• Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок».

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки?

А какие вы знаете скороговорки?

Проговорите их.

• Три вороны на воротах.

• Около кола – колокола.

• Мылась Мила мылом.

• У Ёлки иголки колки

• За – за, прилетела стрекоза.

• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.

На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна.

Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц».

(на полу разбросаны снежинки)

Воспитатель: Как много снежинок нападало!

Соберём снежинки?

Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

У нас на Урале живут разные народы: русские, башкиры, татары, они все сочиняли пословицы и поговорки.

Пословица недаром молвится.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

• Кто в радости живёт (того и кручина неймёт)

• Без дела жить (только небо коптить)

• Хозяин добр (и дом хорош)

• Нет такого дружка (как родная матушка)

Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы.

• Без труда не (появится еда)

• Человек землю поднимает (а земля человека)

Воспитатель: Есть и татарские пословицы.

• Какова яблоня (таковы и яблоки)

• Яйцо не учит… (курицу)

• Человек без родины (соловей без песни)

Воспитатель: Хорошая получилась игра.

Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы!

Продолжаем путь дальше.

(на стульчиках сидят двое людей. Воспитатель обращает внимание на одного из них.)

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:

Я Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?

Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.

Потешки:

Ваня, Ванечка! Куда ходил?

В лесочек!

Что видел?

Пенёчек!

Под пенёчком что?

Грибок!

Хвать, да в кузовок.

Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку?

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

Починить можно?

Да иглы нет!

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?

(Дети рассказывают свои любимые потешки).

Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит.

Почему ты грустишь?

Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну.

Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма!

А какой он?

Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный.

Воспитатель: Может, мы его развеселим? Вставай, Дрёма, в хоровод.

(Русская народная игра «Костромушка – Кострома»).

Воспитатель: Опять задремал! Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовём, ведь он весёлый.

Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно?

(Дети показывают дерево).

Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».

Дерево с яблоками.

Ребята, а из какой сказки это дерево?

«Съешь моего наливного яблочка…».

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».

Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!

(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).

Воспитатель: Что же на них написано?

Всё понятно – загадки про сказки.

Слушайте внимательно.

Сказочные загадки

• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.

(«Машенька и медведь»)

• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

(«Лисичка со скалочкой»)

• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено…

(«Зимовье»)

• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный…

(«Теремок»)

• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.

(Баба Яга)

• В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством.

(«Морозко»)

• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери».

(«Бычок – смоляной бочок»)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

У нас на Урале раньше на всех праздниках любили играть в игру «Перетягивание каната».

(делятся на две команды, игра «Перетягивание каната»).

Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.

(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).

Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.

Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.

Как в народе говорят:»Кончил дело – гуляй смело!»

Вот и вас я приглашаю в хоровод, веселись народ!

(Дед Фольклор с детьми водит «Уральский хоровод»)

Дед Фольклор:

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).

Публикации по теме:

Педсовет «Прабабушкина школа» АнонсДетская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно.

Пермь-дальняя земля.Пермь-дальняя земля. Слово "Пермь" - это измененное слово "Парма", т. е. возвышенная местность, покрытая ельником. Другое мнение, что " Пермь" происходит от имени.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 09:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...