«Путешествие в Звукоград» (конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе)

Елена Антонцева
«Путешествие в Звукоград» (конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе)

«Путешествие в Звукоград»

(конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе)

Задачи:

Закреплять умения и знания детей, полученные в течение года:

-упражнять в определении гласных и согласных звуков

-определять первый звук в словах, знать его символ

-продолжать учить характеризовать согласные звуки, определять его мягкость или твердость

-определять местоположение звука в слове (в начале, в середине, конце)

-совершенствовать технику чтения при помощи символов звуков

-уточнить представление о предлогах; учить составлять предложения с предлогами.

-учить согласовывать числительное с существительными

Развивать память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать дружелюбие, чувство товарищества.

Развивать познавательный интерес, желание учиться.

Оборудование: конверт с заданиями, корзинка, картинки: матрешка, тарелка; тарелочки с манной крупой, схемы слов и фасольки для каждого ребенка; влажные салфетки; символы звуков («Специальные символы» Т. А. Ткаченко); таблица – схема для характеристики звуков; 2 дома с пустыми окошками (крыши домов красного и сине-зеленого цветов); картинки в названии, которых есть звук «Т»; схемы предлогов, картинки гномов; иллюстрации: утюг, тыква, салют.

Ход занятия:

Орг. момент:

Дети стоят рядом с воспитателем.

В-ль: Посмотрите, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем заниматься. Давайте мы представимся. Для этого вы должны назвать себя полным именем: Анастасия, Ирина, Вячеслав….

-Протяните руки вперед, как солнечные лучики, соедините их в центре круга. ….

У нас получилось солнышко. Тихо постойте, почувствуйте себя солнечным лучиком. Почувствуй, как тепло побежало от ваших рук к рукам ваших товарищей. Как хорошо рядом с другом!

Логоритмическое упр. «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки!

Мы колечки соберем,

Разноцветные возьмем.

Покатаем, поиграем,

И опять тебе вернем!

-Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Наши знакомые звуковички Тим и Том снова прислали нам корзинку с играми. Хотите поиграть? (Да)

Для этого нам придется отправиться в страну Фонетику, в город Звукоград.

Упражнение: Сядет тот, кто правильно найдет для своего словечка нужный домик.

Дети берут из корзинки по картинке, говорят, что нарисовано и определяют количество слогов в слове.

-Садитесь поудобнее. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки.

- Соедините звуки в слова: п а р, м а к, с о н, н о с, с ы р, б а к, м и р, д о м…

-Молодцы! Посмотрите, какие высотные дома стоят в городе Звукограде. Давайте «заселим дома звуками». Кто из вас догадался, как это можно сделать? Ну, конечно, нужно разделить гласные звуки и согласные. Подумайте, в какие домики мы будем заселять гласные (согласные) звуки?

(дети говорят, что крыши домиков «подсказывают ответ», на одном домике красная крыша, а на другом домике сине-зеленая)

Кто из вас сможет заселить домики и перечислить звуки? Выходят 2 детей «заселяют домики»

- Н. В, М. Д. Б, П, Т -эти звуки согласные, он не поются, им мешают губы, зубы или язык. Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные обозначаются зеленым цветом.

-А, У, О, И, Ы – эти звуки гласные, они поются, им не мешают преграды. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Молодцы!

-Кто из вас мне напомнит, с символом, какого звука мы познакомились на прошлом занятии? (Т)

Упражнение «Найди символ звука «Т»

Ребенок на доске находит символ звука «т» и при помощи таблицы-схемы дает его характеристику: звук «т»- согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.

Игра «Чудесная шкатулка» или «Подарки для Тома и Тима»

Дети по одному выбирают и «дарят» гномикам картинку, в названии которых есть твердый или мягкий звук «Т»

Упражнение «Анализ и синтез звукосочетаний»

-Сколько звуков я произнесла? Какой первый, второй, третий звук? (АТ, ОТ, ТУ, ТОМ)

Упражнение «Чтение слогов»

На доске: при помощи символов дети составляют и читают односложные слова: мак, пух, дом.

Молодцы!

Физминутка

Как живёшь?

Вот так!

Как плывёшь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Вдаль глядишь?

Вот так!

Машешь вслед?

Вот так!

Ждёшь обед?

Вот так!

Утром спишь?

Вот так!

А шалишь?

Вот так! (Н. Пикулева)

«Загадки от кота Васятки»-

1. Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла,

Голова велика,

только шея тонка (тыква)

2. Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

3. Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют,

Это праздничный… (салют)

Упражнение «Определи с помощью фасольки местоположение звука «Т» в словах: тыква, утюг, салют. Дети, сидя за столами, определяют позицию звука: в начале, в середине или в конце слова.

Игра «Волшебный кубик» На сторонах кубика наклеены картинки. Дети по очереди бросают кубик и произносят слова:

«Крутись - вертись,

На бочок ложись!»

Потом составляют предложения с предлогами: в, из, на, над, под, по, из-за.

Итог занятия. Понравились ли вам игры старичков - Звуковичков?

-Какая игра вам понравилась больше всего?

-Давайте, подведем итог (дети считают свои фишки).

Вы все сегодня были молодцы. Всем спасибо!

«Путешествие в Звукоград» (конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе)
Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга». Обучение грамоте (первое полугодие) СЕНТЯБРЬ «Звук вокруг нас» Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи;.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Путешествие в Звукоград» (конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе)
Опубликовано: 7 января 2014 в 10:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...