Конспект занятия «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Лариса Колотовкина
Конспект занятия «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Конспект занятия «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Цель: закрепить знания детей о том, что во все времена хлеб считался и считается основой жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Расширять словарный запас, заучивать пословицы, упражнять в подборе синонимов, однокоренных слов.

Материалы к занятию:

Ёмкость с землёй, посылочная коробка, каравай, мяч для игры, атрибуты для костюма Печкина

Ход занятия

Стулья стоят полукругом в центре ёмкость с землёй.

Дети поочерёдно касаются ладонями земли и затем все вместе ей кланяются.

- Вы потрогали землю руками, какая она? (мягкая, пушистая, тёплая, сухая)

В старину наши предки, прикасаясь раскрытыми ладонями к вспаханной борозде, определяли: пора ли начинать сев? Если от земли исходил холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает своё время!» А вы знаете, когда нужно сеять пшеницу, рожь, овёс?

Овёс сей, когда берёза распускается.

Пшеницу сей, когда черёмуха зацветает.

Комары появились, сей рожь.

А ещё в старину перед началом сева мужчины мылись в баньке. Надевали чистую рубаху, выходили в поле и кланялись земле-матушке в пояс. Зачем?

(просили землю дать хороший урожай)

А как ещё можно попросить урожайного года? (календарной песенкой)

Нива золотая,

Добрая, медовая

Принеси мне хлеба,

Стебелёк до неба.

Хлеб – это дар матушки-земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Садитесь рядком да поговорим ладком.

Раздаётся стук в дверь, в группу приходит почтальон Печкин

Печкин: здравствуйте, ребята! Это детский сад? Группа подготовительная? Я почтальон Печкин, принес вам посылку. Вот, получите и распишитесь.

- почтальон Печкин, оставайтесь у нас, смотрите сколько гостей.

Читаю адрес на посылке.

- Эта посылка из сказочной страны. А как вы думаете, кто бы мог её прислать? (ответы детей)

А прислала нам её Василиса Премудрая. Что же может быть в этой посылке, как вы думаете? Как это можно определить? (посмотреть, потрясти, понюхать, потрогать)

Достаю из посылки каравай.

- Вот что здесь! Смотрите, какой каравай. С давних пор на Руси гостей встречают хлебом- солью, а у нас сегодня вон сколько гостей. Ай да Василиса премудрая! Спасибо ей.

Нюхаю каравай.

- Ароматный, румяный, так и просится в рот. Давайте гостей угостим и сами попробуем.

Все едят хлеб. Печкин съедает мякиш, а корку оставляет.

- Печкин, а почему ты не стал, есть корку?

- Я уже наелся, и вообще, я спешу в сказочную страну, где есть чудо-дерево и на нём много таких караваев растёт.

- Подожди, Печкин, что же это за дерево такое, на котором хлеб растёт? Ребята, может, вы о таком слышали? (нет)

- Как, вы не знаете? А мне наш Шарик рассказывал, что весь хлеб, и в сказочной стране, и здесь, у вас, растёт на деревьях. Есть деревья булочные, есть бараночные, а есть плюшечные. Сначала булки и плюшки на дереве маленькие бывают, потом растут, растут, и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.

- Печкин, и ты сам видел такие деревья?

- Нет, я сам не видел…

- Ребята, а может правда, хлеб на ветках растёт? (нет) А от куда же он берётся? Садись, Печкин, послушай, что тебе ребята расскажут.

Надо землю вспахать!

Надо зёрна в землю посеять!

Надо дождиком полить землю!

Поднимается росток,

Зеленеет стебелёк,

Скоро будет колосок.

Станет поле щедрой нивой,

Сильной, рослой, златогривой.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры,

Полевые корабли.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пришёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу - чудесницу.

Муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испёк!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пёк его.

- Ребята, почтальон Печкин, а знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой.

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарёй.

Хлеб пахнет, свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою

Пекут из теста калачи.

Игра «Сажи иначе»

• Хлеб по запаху (какой) пахучий, душистый, ароматный, приятный, аппетитный.

• Хлеб на вкус (какой) вкусный, сладкий, теплый, холодный, мягкий, черствый, свежий, хрустящий.

• Хлеб на ощупь (какой) мягкий, пышный, твердый, свежий, теплый, горячий.

• Выпекать хлеб – печь, готовить, стряпать.

• Хлебопёк – пекарь, булочник, стряпуха, кондитер.

- Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Только снег сошёл в апреле

И поля зазеленели

Мы говорим

Все Хлеб!

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим

Все Хлеб!

Вот зерно течет рекою,

Чтобы сделаться мукою

Мы говорим

Все Хлеб

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим

Все Хлеб!

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился:

Все Свежий хлеб!

- Ребята, встаньте в круг.

Игра «Родственные слова»

Печкин тоже принимается в игру.

• Назови хлеб ласково – хлебушек

• Крошки хлеба – хлебные крошки

• Вкусный и полезный квас из хлеба - хлебный квас

• Посуда для хлеба – хлебница

• Человек, который выращивает хлеб – хлебороб

• Человек, который печет хлеб – хлебопёк

• Машина для резки хлеба – хлеборезка

• Магазин, где продают хлеб – хлебный магазин

• Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод

- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они её не покупали –

Нашли за домом, во дворе,

С земли её не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят, почти не глядя,

К той булке руку протянул.

- Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом,

И той особой теплотой

Которой, налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

- Так как же надо относиться к хлебу?

• Беречь хлеб, он дорого достаётся.

• Не оставлять недоеденных кусков.

• Никогда не бросать хлеб.

• Поднять брошенный кусок, отдать птицам, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд

• Продлить жизнь хлебу

- А как продлить жизнь чёрствому хлебу?

• Положить в целлофановый пакет на батарею

• Приготовить панировочные сухари

• Посушить гренки для супа

• Поджарить гренки к чаю

• Испечь пирог с яблоками

- Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

• Хлеб – всему голова

• Без хлеба нет обеда

• Щи да каша – пища наша

• Много снега – много хлеба

• Худ обед, коли, хлеба нет

• Хлеб в закромах – счастье в домах

• Не красна изба углами, красна пирогами

• Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах

• Будет хлеб – будет песня

• Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко

• Ржаной хлебушко – калачу дедушка

• Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол доска.

- Во всех пословицах встречалось слово хлеб, а в пословице «Щи да каша – пища наша» этого слова нет, почему мы её отнесли к пословицам о хлебе?

Кашу варят из крупы, а крупу делают из злаков.

Манка – из пшеницы. Перловка – из ячменя. Геркулесовая – из овса. Пшенная – из проса.

Слава хлебу на земле!

Слава хлебу на столе!

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём.

- Вот видишь, Печкин, не надо доверятся фантазиям и шуткам Шарика. Ты сельский житель и, конечно, должен знать, сколько труда вкладывается в каравай.

Печкин берет оставленную им ранее корку и уверяет ребят, что в каких бы сказках он не был, будет рассказывать о том, что узнал на занятии у ребят.

- Дети, что вкуснее всего на земле? Хлебушко!

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей землёй.

Труд – его имя.

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Хлеб — всему голова Хлеб- всему голова. Программное содержание. Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба. Познакомить с орудиями труда для.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Фразеология
  • Фразеология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Опубликовано: 9 июля 2012 в 18:02
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...