Лучший педагог года

Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»

Виктория Мелентьева
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №56»

«АБВГДейка»

Мелентьева Виктория Андреевна

воспитатель

«Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста АБВГДейка»

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С. Я. Маршак)

Публикация «Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста „Абвгдейка“» размещена в разделах

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, задача педагога придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Исходя из изложенных выше позиций, мной было разработано содержание курса занятий рассчитанных на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна дополнительная работа.

Считаю, главной задачей своей работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, тогда ставлю новую задачу запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв в своей работе использую следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Стараюсь обучить чтению на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время провожу и целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Целью данной Программы Создание условий для осмысленного и осознанного обучения детей чтению в игровой форме.

Для реализации поставленной цели определены следующие:

Задачи Программы:

- Способствовать развитию умения работать с полным составом звуков и букв русского языка.

- Создавать условия для аналитико-синтетическому слияния слоговых сочетаний – чтению.

- Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

- Создавать условия для применения полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

- Способствовать развитию воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Обучение чтению при возрастных особенностях для детей от (4-5 лет) :

- подготовка к обучению чтению : обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

- учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние – «чтение» слога

К концу первого года обучения дети приобретают умения:

читать слоги:

сочетание двух гласных;

сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

понимать прочитанное.

К концу второго года обучения дети приобретают умения:

читать односложные слова со стечением согласных;

простое двусоставное предложение без предлога;

простое предложение с предлогом;

доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);

отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

- положительная оценка любого достижения ребенка

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

- занимательность

- наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т. д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей :

- от 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 мин

- от 5-6 - 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Структура занятия

Задание «Произнеси звук»

Задание «Опиши звук».

Игра - «Поймай звук»

Пальчиковая гимнастика

Игра «Кто дольше протянет звук»

Игра «Составь букву»

Рефлексия

Всего 72 занятия 32 часа в год.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц № п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения

ноябрь 1 «Знакомство: Слыш» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям

2 «Встреча Слыша и Буковки» совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

3 «Звук и буква «А»»

знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

4 «Звук и буква «У»» формирование у детей стойких представлений о букве «У».

5 «Сочетание «АУ»» развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Чтение сочетания «АУ»

6 «Сочетание «УА»» Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза Синтез звуков [У] и [А]

7 «Звук и буква «О»» знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

8 «Звук и буква «И»» совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

9 «Сочетание «ИА»» развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Синтез звуков [И] и [А]

Декабрь

10 «Звук и буква «Ы»» познакомить дошкольников с буквой «Ы» Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

11 «Звук и буква «Э» сформировать представления у детей о звуке и букве «Э»

12 «Звуки [М] и [М'], буква «М»»

научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» Чтение слогов : ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов : ум, мама, мимо, му-му

13 «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

Чтение слогов : ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов : бум, бом, бам, бим

14 «Звуки [П] и [П'], буква «П»»

сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

Чтение слогов : ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов : папа, пума, пимы

15 «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

Чтении слогов : фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов : Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

16 «Звуки [В] и [В'], буква «В»»

научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

17 «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом Чтение слогов : ат, от, ут, ыт, эт, ит

Чтение слов : : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

январь 18 «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

Чтение слогов : да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов : дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

19 «Звук [Н], [Н'] и буква «Н»»

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин

Синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

20 «Звуки [К] и [К'], буква «К»»

сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» Чтение слогов : ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов : Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

21 «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

февраль 22 «Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение слогов : ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов : хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

23 «Звуки [С] и [С'], буква «С»»

сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С» Синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов : совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

24 «Звуки [З] и [З'], буква «3»

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» Чтение слогов : за, зу зо, зы, зэ, зи

Чтение слов : зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

25 «Звук и буква «Ш»»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов : шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

26 «Звук и буква «Ж»»

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

Чтение слогов : жа, жу, жо, жи, жэ

Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

27 «Звук и буква «Ч»»

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук Чтение слогов : ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов : чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

28 «Звук и буква «Ц»»

познакомить детей со звуком и буквой «Ц» Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

29 «Звук и буква «Щ»»

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» Чтение слогов : ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов : щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

30 «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»»

познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» Чтение слогов : ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов : лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

март 31 «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

32 «Звук и буква «Й»»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» Чтение слогов : ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов : дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

33

Буква «Е» познакомить детей со звуком и буквой «Е» Буква для чтения : «Е»

Слова для чтения : ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

34 Буква «Ё» познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» Буква для чтения : «Ё»

Чтение слов : ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

35 Буквы «Я»

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я» Буква: «Я»

Чтение слов : Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

няня, ястреб.

36 Буква «Ю» научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Буква для чтения : «Ю»

Чтение слов : юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

37 «Буквы [Ь] и [Ъ]»

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] Слова для чтения «ь») : пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения «ъ») : съел, въехал, подъехал, объехал, съела

38 Обобщающее занятие закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения Чтение слов и коротких фраз.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения : необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Прикреплённые файлы:

melenteva_h1ja0.pptx | 5524,95 Кб
 
Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Абвгдейка» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по разделу «Обучение грамоте». Задачи: Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умение.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Мастер-класс по организации игровых занятий по подготовке к обучению грамоте «Абвгдейка — это занятие и игра» Мастер-класс 1 слайд Тема: АБВГДейка – это занятие и игра. Оборудование: мяч, кроссворды на каждого, таблицы с буквами на каждого, карандаши.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: "Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка "Курочка - Ряба". цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

Пути формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Занятие №1 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению «Звук [А], буква «А» Занятие №1 Тема: Звук А, буква А. Цель: помочь детям услышать и выделить звук «А» в словах, упражнять в произношении звука с разной силой.

Занятие по обучению детей 4–5-летнего возраста чтению «Звук [У], буква У» Занятие №1 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению. Звук «У», буква «У». Занятие №2. Тема: Звук и буква.

Занятие №3 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению. Занятие №3. Тема: Повторяем звук «А», «У», букву А, У, чтение слогов «АУ», «УА». Цель: Вспомнить и назвать звуки по словам начинающимся.

Автор публикации:
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»
Опубликовано: 30 октября 2016 в 10:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД