«Растим защитников России». Опыт воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольников

Людмила Рожкова
«Растим защитников России». Опыт воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольников

Растим защитников России.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет большие потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека и особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России, желание стать её защитником.

Педагогический коллектив нашего учреждения считает нравственно-патриотическое воспитаниеодной из основных задач дошкольного образования, особо значимым компонентом формированиянационального сознания личности ребёнка, любви в Родине.

Для достижения целей воспитания и решения поставленных задач используются разнообразные и эффективные формы организации детской деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, игровой и др., которые реализуются через все направления развития (познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-творческое, физическое). Это и беседы, и тематические выставки, и праздничные мероприятия, а так же тематические встречи с ветеранами и курсантами военных учебных заведений. Наш город богат достопримечательностями, памятниками, к которым мы часто ходим с детьми на экскурсии и пешеходные прогулки к местам боевой славы нашего народа, закрепляя полученные знания и формируя у детей трепетное отношение к истории своей малой Родины.

Реализация содержания работы происходит в разнообразных формах: в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время бесед с детьми, чтения и обсуждения художественной литературы, при составлении творческих рассказов о войне, в военно-патриотических играх. Широкийкруг различных средств обучения и воспитанияспособствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми, благотворно влияет на воспитание патриотических чувств.

Хочется поделиться с коллегами опытом воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольниковпосредством создания предметно-развивающей среды и совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителейв ходе военно-патриотического месячника.

Формы и методы работы, которые мы используем в своей работе, не являются новыми или эксклюзивными. Однако, очень важной составляющей нашей педагогической деятельности, является следование дидактическим принципам обучения и воспитания: научности, систематичности и последовательности, доступности, интегративности педагогических форм и методов работы, культуросообразности, дифференциации и др.

Следуя принципу направленности и с целью успешного решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию, в нашей группе каждый год обязательно составляется перспективный план работы на период месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. И здесь важно предусмотреть и определить место каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы учреждения, а так же использования и одновременно создания соответствующей предметной среды в группе. Особо хотелось бы уделить внимание - принципу наглядности, который имеет равно большое значение, как в образовании, так и - в воспитании дошкольников, и основой его является опора на чувственный опыт детей.

Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». В соответствии с этим правилом педагоги ведут обучение и воспитаниеуже на протяжении трех веков.

Уделяя большое внимание предметному окружению наших воспитанников совместными усилиями воспитателей, родителей и детей, к каждому тематическому празднику (Новый год, 23 февраля, 8 марта, День космонавтики и др.) в нашей группе создаётся особая, соответствующая празднику атмосфера и «декорации», такие условия «погружения» в тему, которые бы обеспечили максимальный педагогический результат.

На начальном этапе формирования образовательно-воспитательного пространства военно-патриотической направленности нами подбирается и выставляется научная и художественная литература соответствующей тематики. Это журналы, книги, буклеты о русских былинных богатырях, рыцарях, защитниках России в разные века, известных полководцах, военных деятелях, инженерах и, конечно же - героях различных военных событий из истории России.

Дети с большим интересом также рассматривают специализированные издания и энциклопедии о боевой технике и вооружении армии. Выставляется материал о родах войск, военных профессиях, который используется в занятиях, беседах, помогает в продуктивной деятельности воспитанников, является базисной основой в создании и использовании дидактических игр по военно-патриотическому воспитанию («Военные профессии», «Техника военных лет», «Назови род войск» и др.). Очень важно, что бы литература была разнообразной, современной, хорошо иллюстрированной, а дети являлись соучастниками формирования литературной экспозиции «Во все века – защитники России», имея возможность и желание пополнять её имеющимися дома книгами соответствующей тематики.

Следующим этапом, соответствующим принципу наглядности, является создание выставки «военной техники» и военного обмундирования. Если в старшей возрастной группе она состояла только из имеющихся в группе игрушек военной тематики (боевые машины, танки, самолёты, вертолёты, оружие) с добавлением военного атрибутики (каски, бинокли, планшеты и др., то уже в этом году мы с ребятами сделали выставку домашних игрушек военной тематики. С какой гордостью и значимостью мальчишки приносят на общую экспозицию свои игрушки. И главное, что это не просто пассивное участие, а начало детской проектной деятельности. Каждый участник выставки должен не только принести игрушку из дома, но и рассказать о своей «боевой машине» или «оружии», возможно даже о её создателе, военном инженере (например, Калашникове, Туполеве, Сухареве и др.)

В общей композиции с литературной выставкой и военных игрушек обязательно представляется (на манекене) обмундирование различных род войск, которое ребята могут не только рассматривать, но и надевать, фотографироваться, использовать в ролевых играх. С помощью родителей в группе создан военный уголок, где подобранна необходимая атрибутика для сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить знания о военной форме, об особенностях армейского быта.

Мы глубоко убеждены, что грамотно организованная предметно-развивающая среда является основой и главной составляющей успешной и эффективной проектной деятельности участников педагогического процесса.

Бесполезно просто рассказывать и «навязывать» патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы. Ребёнку нужно сердцем прикоснуться к подвигу, почувствовать его близость, возможность и необходимость стать защитником, поэтому уже в старшей возрастной группе мы не побоялись реализовать очень сложный и серьёзный проект «Благодарим, солдаты, Вас».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Несомненно и то, что начинается патриотическое воспитание в семье. Именно поэтому работу по военно-патриотическому воспитанию мы проводим в тесном сотрудничестве с родителями, формируя у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины.

Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды, как выполнял свой патриотический долг перед Родиной его отец, может быть - родной дядяили другие родственники. Важно, чтобы ребёнок ими гордился, и работа в проекте «Благодарим, солдаты, Вас» дала им такую возможность. Сбор архивного материала об участниках военных действий разных периодов истории нашей Родины вовлекает в сотрудничество и общение воспитателей,детей и родителей, и что очень важно - более старшее поколение – дедушек и бабушек. В основном именно они становятся центральными фигурами в военно-патриотическом воспитании. Предоставляя из фонда семьи военные, фронтовые письма, фотографии, ордена и документы они рассказывают внукам о том, как жили, воевали, защищали свои семьи и Родину.

С какой гордостью дети рассказывали друг другу о своих героических предках, о служивших в армии отцах, как трепетно ребята передавали из рук в руки боевые награды дедов и прадедов.

На выставку и музейную фотоэкспозицию приглашали детей из других групп, на совместном мероприятии участники проекта «Благодарим, солдаты, Вас» делали настоящие доклады о своих героических родственниках. Заключительным этапом этой плодотворной работы стало родительское собрание, где ребята достойно представили свои семейные архивы.

Мы глубоко уверены, что именно интегративный подходс использованием различных форм и методов работы, создание предметно-развивающей среды и организации совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей поможет воспитателю решить поставленные задачи и дастожидаемые результаты в воспитания высоких нравственных качеств у дошкольников.

Рожкова Людмила Петровна

воспитатель подготовительной к школе группы

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 72»

Публикации по теме:

Нравственно-патриотический проект «Зимние Олимпийские игры» В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с родным городом (из опыта работы) Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Растим защитников России». Опыт воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 13:58
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...