«Растим защитников России». Опыт воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольников

Людмила Рожкова
«Растим защитников России». Опыт воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольников

Растим защитников России.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет большие потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека и особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России, желание стать её защитником.

Педагогический коллектив нашего учреждения считает нравственно-патриотическое воспитаниеодной из основных задач дошкольного образования, особо значимым компонентом формированиянационального сознания личности ребёнка, любви в Родине.

Для достижения целей воспитания и решения поставленных задач используются разнообразные и эффективные формы организации детской деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, игровой и др., которые реализуются через все направления развития (познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-творческое, физическое). Это и беседы, и тематические выставки, и праздничные мероприятия, а так же тематические встречи с ветеранами и курсантами военных учебных заведений. Наш город богат достопримечательностями, памятниками, к которым мы часто ходим с детьми на экскурсии и пешеходные прогулки к местам боевой славы нашего народа, закрепляя полученные знания и формируя у детей трепетное отношение к истории своей малой Родины.

Реализация содержания работы происходит в разнообразных формах: в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время бесед с детьми, чтения и обсуждения художественной литературы, при составлении творческих рассказов о войне, в военно-патриотических играх. Широкийкруг различных средств обучения и воспитанияспособствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми, благотворно влияет на воспитание патриотических чувств.

Хочется поделиться с коллегами опытом воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольниковпосредством создания предметно-развивающей среды и совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителейв ходе военно-патриотического месячника.

Формы и методы работы, которые мы используем в своей работе, не являются новыми или эксклюзивными. Однако, очень важной составляющей нашей педагогической деятельности, является следование дидактическим принципам обучения и воспитания: научности, систематичности и последовательности, доступности, интегративности педагогических форм и методов работы, культуросообразности, дифференциации и др.

Следуя принципу направленности и с целью успешного решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию, в нашей группе каждый год обязательно составляется перспективный план работы на период месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. И здесь важно предусмотреть и определить место каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы учреждения, а так же использования и одновременно создания соответствующей предметной среды в группе. Особо хотелось бы уделить внимание - принципу наглядности, который имеет равно большое значение, как в образовании, так и - в воспитании дошкольников, и основой его является опора на чувственный опыт детей.

Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». В соответствии с этим правилом педагоги ведут обучение и воспитаниеуже на протяжении трех веков.

Уделяя большое внимание предметному окружению наших воспитанников совместными усилиями воспитателей, родителей и детей, к каждому тематическому празднику (Новый год, 23 февраля, 8 марта, День космонавтики и др.) в нашей группе создаётся особая, соответствующая празднику атмосфера и «декорации», такие условия «погружения» в тему, которые бы обеспечили максимальный педагогический результат.

На начальном этапе формирования образовательно-воспитательного пространства военно-патриотической направленности нами подбирается и выставляется научная и художественная литература соответствующей тематики. Это журналы, книги, буклеты о русских былинных богатырях, рыцарях, защитниках России в разные века, известных полководцах, военных деятелях, инженерах и, конечно же - героях различных военных событий из истории России.

Дети с большим интересом также рассматривают специализированные издания и энциклопедии о боевой технике и вооружении армии. Выставляется материал о родах войск, военных профессиях, который используется в занятиях, беседах, помогает в продуктивной деятельности воспитанников, является базисной основой в создании и использовании дидактических игр по военно-патриотическому воспитанию («Военные профессии», «Техника военных лет», «Назови род войск» и др.). Очень важно, что бы литература была разнообразной, современной, хорошо иллюстрированной, а дети являлись соучастниками формирования литературной экспозиции «Во все века – защитники России», имея возможность и желание пополнять её имеющимися дома книгами соответствующей тематики.

Следующим этапом, соответствующим принципу наглядности, является создание выставки «военной техники» и военного обмундирования. Если в старшей возрастной группе она состояла только из имеющихся в группе игрушек военной тематики (боевые машины, танки, самолёты, вертолёты, оружие) с добавлением военного атрибутики (каски, бинокли, планшеты и др., то уже в этом году мы с ребятами сделали выставку домашних игрушек военной тематики. С какой гордостью и значимостью мальчишки приносят на общую экспозицию свои игрушки. И главное, что это не просто пассивное участие, а начало детской проектной деятельности. Каждый участник выставки должен не только принести игрушку из дома, но и рассказать о своей «боевой машине» или «оружии», возможно даже о её создателе, военном инженере (например, Калашникове, Туполеве, Сухареве и др.)

В общей композиции с литературной выставкой и военных игрушек обязательно представляется (на манекене) обмундирование различных род войск, которое ребята могут не только рассматривать, но и надевать, фотографироваться, использовать в ролевых играх. С помощью родителей в группе создан военный уголок, где подобранна необходимая атрибутика для сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить знания о военной форме, об особенностях армейского быта.

Мы глубоко убеждены, что грамотно организованная предметно-развивающая среда является основой и главной составляющей успешной и эффективной проектной деятельности участников педагогического процесса.

Бесполезно просто рассказывать и «навязывать» патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы. Ребёнку нужно сердцем прикоснуться к подвигу, почувствовать его близость, возможность и необходимость стать защитником, поэтому уже в старшей возрастной группе мы не побоялись реализовать очень сложный и серьёзный проект «Благодарим, солдаты, Вас».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Несомненно и то, что начинается патриотическое воспитание в семье. Именно поэтому работу по военно-патриотическому воспитанию мы проводим в тесном сотрудничестве с родителями, формируя у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины.

Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды, как выполнял свой патриотический долг перед Родиной его отец, может быть - родной дядяили другие родственники. Важно, чтобы ребёнок ими гордился, и работа в проекте «Благодарим, солдаты, Вас» дала им такую возможность. Сбор архивного материала об участниках военных действий разных периодов истории нашей Родины вовлекает в сотрудничество и общение воспитателей,детей и родителей, и что очень важно - более старшее поколение – дедушек и бабушек. В основном именно они становятся центральными фигурами в военно-патриотическом воспитании. Предоставляя из фонда семьи военные, фронтовые письма, фотографии, ордена и документы они рассказывают внукам о том, как жили, воевали, защищали свои семьи и Родину.

С какой гордостью дети рассказывали друг другу о своих героических предках, о служивших в армии отцах, как трепетно ребята передавали из рук в руки боевые награды дедов и прадедов.

На выставку и музейную фотоэкспозицию приглашали детей из других групп, на совместном мероприятии участники проекта «Благодарим, солдаты, Вас» делали настоящие доклады о своих героических родственниках. Заключительным этапом этой плодотворной работы стало родительское собрание, где ребята достойно представили свои семейные архивы.

Мы глубоко уверены, что именно интегративный подходс использованием различных форм и методов работы, создание предметно-развивающей среды и организации совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей поможет воспитателю решить поставленные задачи и дастожидаемые результаты в воспитания высоких нравственных качеств у дошкольников.

Рожкова Людмила Петровна

воспитатель подготовительной к школе группы

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 72»

Публикации по теме:

Нравственно-патриотический проект «Зимние Олимпийские игры» В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с родным городом (из опыта работы) Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Растим защитников России». Опыт воспитания высоких нравственных качеств у старших дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 13:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...