МААМ-картинки

Растить трудолюбивыми

Раиса Дудоладова
Растить трудолюбивыми

Растить трудолюбивыми.

В группе идёт коллективная уборка. Как озабочены лица детей, как старательно и аккуратно выполняют они свои обязанности! Здесь нет зрителей, вялых, скучающих неумеек. Все заняты.

Совершенно очевидно, что в этой группе труд не сводится к эпизодическим мероприятиям: здесь предусмотрено систематическое включение в работу каждого ребёнка, учтены особенности самостоятельной деятельности, использованы ситуации для формирования привычки к трудовому усилию у всех детей. В общем, труд пропитывает всю жизнь в детском саду.

Публикация «Растить трудолюбивыми» размещена в разделах

Я использую трудовую деятельность для формирования у воспитанников готовность прилагать усилия, ответственность в процессе выполнения любого дела, умение работать сообща, оказывая по собственной инициативе помощь тому, кто в ней нуждается.

Не следует забывать, что обучение детей трудовым навыкам – это лишь одна из сторон моей деятельности. Другой, наиболее важной стороной является формирование нравственных качеств у детей. Ведь результат труда зависит не только от наличия тех или иных навыков, но и от умения прилагать усилия, старание, волю, от влияния тех мотивов, которые руководили ими в процессе работы.

Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников – одна из наиболее важных моих задач.

Постоянным видом труда дошкольника является самообслуживание. Несмотря на его будничность, отсутствие видимых результатов, такой труд является важным средством воспитания трудолюбия. Дети одеваются и раздеваются, готовятся к обеду и самостоятельной деятельности сегодня так же, как и вчера. И именно в этом заложены большие возможности для воспитания. Потому что сегодня, как и вчера, надо одеваться аккуратно, не забыть задвинуть за собой стул, самостоятельно, без напоминаний, убрать игрушку, книгу, а в случае нечаянной оплошности – приложить усилия и исправить, т. е. проявить старательность, бережливость. Руководя самообслуживанием, формируя самые элементарные трудовые навыки, я учитываю решение воспитательных задач. Я учу детей заранее представлять ход действий, находить более быстрые и экономные пути их выполнения, быть настойчивыми и терпеливыми, не торопиться, делать красиво, аккуратно, чтобы результат труда доставлял чувство удовлетворения. Например, обучая малышей умению одеваться и раздеваться, я воспитываю стремление к самостоятельности, опрятности, терпению и воли, приучаю бережно обращаться с вещами, доводить дело до конца. Если же не обращать внимание на то, как ребё нок делает: не вывернул рукав пальто, не закрыл плотно дверцу шкафа, - тогда у него не только не совершенствуется необходимый навык, но и формируется отрицательная привычка к неряшливости, безразличие к своему внешнему виду.

Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребё нка в детском саду: и тогда, когда он готовит удобное место для занятий, а в конце всё убирает за собой, и когда готовится к игре или заканчивает её, и когда собирается на прогулку или помогает товарищу и т. п. Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями.

Я использую возникающие ситуации в повседневной жизни для привлечения детей к труду, с целью воспитания у них привычки к трудовому воспитанию.

В быту детского сада возникает множество непредвиденных случаев, когда появляется необходимость потрудиться. Например: увидел беспорядок – исправь, затерялась вещь – найди. Всё это поводы для включения в работу при условии, что я учу детей обращать внимание на любое нарушение порядка, руководствуясь общим правилом: всё должно быть на своём месте, все должны быть опрятны и аккуратны.

Если я замечаю беспорядок, то исправляя его на ходу, привлекаю к этому детей, и в первую очередь тех, у кого не сформированы аккуратность, бережное отношение к вещам. Я побуждаю ребят включаться в труд, поощряю всякую попытку приложить старание и убеждаю в необходимости сразу восстанавливать нарушенный порядок.

Воспитанию бережливости помогает формирование представлений о том, что любая вещь – результат труда. Если дети с детства узнают, что нелегко вырастить, например, сад, сшить, изготовить любую вещь, что в каждую из них вложен труд человека, они более глубоко осознают их цену. А сочетание знаний и собственной практики обращения с вещами, постоянной заботой об их сохранности формирует уважение к труду.

Важно предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия. Естественно, что доля самостоятельности во многом зависит и от возраста детей, и от опыта.

Допустим, ребёнку предлагается полить растение. Малышу я подробно объясняю задание (налей в лейку воды не из – под крана, а из ведра… поливай понемногу, чтобы не перелить через край… и т. д.) Я помогаю и в процессе работы, слежу за тем, чтобы малыш поставил лейку на место, вытер руки. Такое руководство вполне оправдано: у малыша нет ещё опыта, умений. Ему во всё м требуется помощь: и в овладении приёмами работы, и в определении её последовательности, и в предупреждении возможных ошибок.

Я более всего обращаю внимание не на случаи проявления небрежности, отсутствие старательности, а на анализ причин, приведших к ошибке. Если этого не делать, то выводы могут оказаться слишком поспешными и прямолинейными: не помог – плохой товарищ; не выполнил поручения – лентяй; не увидел непорядка в костюме – неряха и т. п. А на самом деле малыш не выполнил поручение, так как был очень увлечён игрой или не знал где лежит необходимое оборудование для труда; ребёнок не вытер стол потому, что к тряпке было неприятно прикоснуться: она мокрая и грязная; не помог, потому что не знал как. Чтобы правильно делать выводы, я обязана анализировать мотивы, которые побуждают моих воспитанников трудиться. При этом обязательно учитываю их возраст.

Я своим примером трудолюбия и занятости создаю у детей соответствующее настроение, формирую стремление к полезной деятельности. Дети часто видят, что я – инициатор добрых дел.

Так я иду к главной цели в трудовом воспитании дошкольников – закладываю основы, которые помогут нашим воспитанникам стать в будущем достойными членами рабочих коллективов.

Публикации по теме:

«Растить любознательных». Сценарий родительского собрания в подготовительной группе.«Растить любознательных». Сценарий родительского собрания в подготовительной группе. МАДОУ №238 «Центр развития ребенка-детский сад». «Растить любознательных» Сценарий родительского собрания. Тотмянина Любовь Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Растить трудолюбивыми
Опубликовано: 2 января 2017 в 14:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД