Лучший педагог года

«Разнообразие жанров русской народной песни». Конспект открытого занятия.

Елена Чижкова
«Разнообразие жанров русской народной песни». Конспект открытого занятия.

Цели урока:

• Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни;

• Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

• На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Оборудование: музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик, грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

Публикация «„Разнообразие жанров русской народной песни“, Конспект открытого занятия,» размещена в разделах

На доске эпиграф к уроку: «Народная песня – зеркало жизни народа»

1. Дети входят в класс под русскую плясовую песню.

У: – Здравствуйте, ребята! Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.

2. Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни. Активность на уроке будет поощряться, в виде карточек с набором музыкальных инструментов. Ваша задача набрать свой оркестр народных инструментов.

3. Сегодня к нам пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Учитель достает из конверта письмо и читает детям:

«Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам,

я ее составил сам»

Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки.

У: Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?

Дети: Да!

У: Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

Дети: Да!

У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди:

«Впереди вас ждет река, широка и глубока.

Вы по ней плывите, да не утоните»

У: Ребята, а в какой знакомой нам русской народной песне упоминается о реке?

Дети: В песне «Вдоль да по речке»

У: Ребята, песня «Вдоль да по речке» композиторская или народная?

Дети: Эта песня народная.

У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

У: Послушайте русскую народную песню «Вдоль да по речке». В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы.

Слушание русской народной песни

У: Давайте разучим эту песню, помните о правильном дыхании.

Исполнение песни

У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой)

У: С трудной загадкой справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошином письме, куда идти дальше?

«Речку одолели –

и вперед смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка»

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Запевайте дети дружно

Песню «Солдатушки»…

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская?

Дети: Песня – русская народная.

У: Правильно, и еще эта песня относится к солдатским песням. Какие старые слова есть в этой песне?

Дети: В песне есть старые слова: востры, держава.

У: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме.

«Слева видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите»

У: Ребята, споем волку колыбельную песню. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь, не громко.

Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т. д.

У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?

Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.

У: Правильно. А еще такие песни в старину называли «баюканными» – от слова «баюкать», т. е. «укачивать». В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические. Внимательно посмотрите на карточки. И назовите реальных героев и фантастических.

Котик Дрема

Волчок

Сон

Зайчик

Бука

Собачка Угомон

У: Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».

Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.

«Пол дороги,

пол пути

быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем»

У: Какие элементы движения подходят для русской народной песни? Давайте мы их разучим и потом исполним вместе с русской народной песней «Ой с вечора, с полуночи».

С ребятами проводится физкультминутка

У: Наше путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Тимошином прочтем.

«Справа медведь,

он любит петь,

громко поет

пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу»

У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.

Дети: Еще и с балалайкой.

У: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.

Исполнение частушек

-Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

«А теперь – наискосок,

через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нем.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой»

У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка.

Итог занятия

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

Раздаю карточки каждому

Выставление оценок за урок.

- Ребята, кто собрал меньше трех карточек – хорошо, кто больше – отлично.

Урок закончен, всем спасибо!

Публикации по теме:

«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке «Забавные истории» Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке. Игры-занятия по музыкальной грамоте для детей.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Разнообразие жанров русской народной песни». Конспект открытого занятия.
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 13:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД