«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».

Татьяна Гриневич
«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».

«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».

Детское сердце чутко к призыву

творить красоту…важно только,

чтобы за призывами следовал труд.

В. А. Сухомлинский

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, стихотворение и т. п.).

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Интерес к художественному творчеству у детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нём не ослабевает, а все более увеличивается.

Образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

В программе «Развитие» раздел «Изобразительное искусство» не имеет задач и методических разработок, направленных на развитие аппликативной деятельности.

В то время, как аппликативная деятельность актуальна на современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру относится к образовательной области «Художественное творчество».

Специфика аппликативной деятельности даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности (аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах аппликативной деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, т. е. производятся умственные действия.

Занятия аппликацией содействуют:

Развитию сенсорного восприятия (операции по обработки бумаги: сгибание; резанье; разрывание и обрывание; наклеивание).

Развитию мускулатуры руки, координации движений (владение ножницами, правильное вырезание форм, поворачивание листа бумаги, раскладывание формы на листе на равном расстоянии друг от друга).

Развитию речи дошкольников, что является неотъемлемой частью в воспитании гармонической личности.

Развитию математических представлений (знакомство с названиями и признаками простейших геометрических форм, получение представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Развитию нравственного воспитания (нравственно-волевых качеств: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

• Освоению трудовых умений и навыков (развитие внимания, упорства, выдержки).

Однако основное значение аппликативной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, главная задача которого - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе, а эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Поскольку данный вид продуктивной деятельности отсутствует в программе «Развитие» и возникла необходимость в применении дополнительных технологий, направленных на формирование у дошкольников навыков работы с бумагой, клеем и ножницами. В своей работе по аппликативной деятельности я опираюсь на авторскую программу Ирины Александровны Лыковой – кандидата педагогических наук - «Цветные ладошки». Разработки по аппликативной деятельности у автора содержательны и направлены на реализацию задач художественно – творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны и увлекательны для детей. Работу с детьми аппликацией провожу в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.

В связи с введением ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т. п.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Данные задачи частично решаются посредством реализации разделов программы «Развитие»: «Изобразительное искусство», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Художественное конструирование» с применением методической литературы:

Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. Казакова Т. Г. - М.: Просвещение, 1996 г.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Лыкова И. А. -М.: «Карапуз», переиздание дораб. и доп., 2009.

Задачи Задачи и разделы программы «Развитие» Задачи программы «Цветные ладошки»

Развитие продуктивной деятельности

детей Развивать умение выделять и передавать в графическом изображении движения объекта, его функции, учить соотносить образную выразительность с пространственными характеристиками

(изобразительное искусство) В аппликативной деятельности поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых кусочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реку, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать).

Развитие детского творчества Учить работать с цветом и создавать композиции с использованием оппозиционных тем

(изобразительное искусство) Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (Например, сюжеты «Наш город», «Наш аквариум»).

Учить использовать символические средства в предметной живописи, включать их в характеристику персонажей, обозначать с их помощью свое отношение к изображенным героям.

(изобразительное искусство) Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (обрывание, сминанием, скатыванием, наклеивание готовых форм)

Учить создавать образы воображения, опираясь на некоторые признаки реальности

(ознакомление с художественной литературой)

Способствовать воспитанию самостоятельности, решительности, творческой активности

Учить создавать новые образы предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем.

(конструирование) Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало

Учить создавать творческие постройки, отражающие их индивидуальное восприятие и эмоциональное отношение к миру (конструирование) Учить передавать характерные особенности аппликативных объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный

Приобщение к изобразительному искусству. Развивать умение детей выражать свое отношение к действительности и находить средства для воплощения такого отношения. Развивать действия по построению новых образов на основе отдельных признаков предметов, обозначенных схематически

(Художественное конструирование) Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги

Освоить способы образного перевоплощения, передающих особенности пластики персонажей и их внутренние переживания

(выразительное движение)

Знакомить с произведениями изобразительного искусства, знакомить со скульптурой малой формы, имеющие ярко выраженный характер, пластику движения

(изобразительное искусство)

Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству; побуждать принимать активное участие в рассматривании произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства подбирая тематику с учётом интересов мальчиков и девочек. Формировать представление о средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме); вызывать у детей задавать вопросы.

(изобразительное искусство) Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская игрушка, семеновская и полхов-майданская матрешка).

Содержание психолого-педагогической работы по аппликативной деятельности интегрируется в воспитательно-образовательном процессе с другими образовательными областями Программы:

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Коммуникация» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание» Сенсорное развитие: различие цветовых контрастов, размещение цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков); формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация» Формирование гендерной: различие полов (одежда для девочек, одежда для мальчиков, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания образовательной области, приобщение к различным видам музыкального искусства: симфоническая, камерная и др. мелодии.

«Труд» Формирование трудовых умений и навыков (самообслуживание, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и их результатам

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания образовательной области, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в аппликативной деятельности: правила работы с ножницами, аккуратное обращение с бумагой, умение пользоваться клеем.

При определении структуры воспитательно-образовательного процесса я опираюсь на положения концепции Л. С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д. Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности».

Развитие аппликативной деятельности проходит:

• в совместной партнерской деятельности взрослого и детей;

• в свободной самостоятельной деятельности детей;

• в взаимодействии с семьями воспитанников.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников

Непосредственно организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Аппликативная деятельность

Дидактические игры (на группировку предметов по форме, комбинирование форм, подбор и сравнение цвета)

• Рассматривание и обсуждение произведений искусства: репродукций картин, игрушек, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций

• Наблюдения в природе, за деятельностью взрослого

Творческая мастерская (изготовление подарков своими руками) • Привлечение внимания детей к красоте природы и окружающих предметов

• Рассматривание одежды, ее декоративных элементов

• Сюжетно-ролевые игры Продуктивная художественная (аппликативная) деятельность

• Дидактические и настольно-печатные игры

• Рассматривание репродукций картин, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций книг

• Работа клуба выходного дня «Посиделки у самовара»

• Встречи с интересным человеком

Творческие практикумы

Развлечения

• Конкурсы аппликативных работ, поделок с использованием аппликации

• Участие в оформлении группы

• Посещение выставок

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Совместная деятельность по аппликации реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости решения конкретных образовательно-воспитательных задач.

У детей среднего дошкольного возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости.

Поэтому для развития самостоятельной деятельности у детей в свободном доступе находятся дидактические и настольно-печатные игры, книги с иллюстрациями изделий народно-прикладного искусства. Ножницы выдаются по требованию.

С целью качественной реализации представленных выше задач составила перспективный план работы на год с детьми средней группы. Работу провожу в процессе совместно организованной деятельности кружка «Умелые ручки», которая способствует развитию технических умений детей в аппликативной деятельности, формированию творческого воображения, способности реализовать собственные замыслы, совершенствованию навыков социального общения и сотрудничества детей со сверстниками.

Основная аппликативная деятельность в кружке проводятся 2 раза в месяц, перед проведением аппликации ведется подготовительная работа: чтение произведений, рассматривание иллюстраций, игры дидактические, настольно-печатные, экспериментирование, наблюдения и т. д. Работа по аппликации проводится по подгруппам, как и предусмотрено программой «Развитие». В слабой подгруппе дается меньшее количество деталей, более легкое выполнение композиций. Работа по подгруппам проводится еще и для того, чтобы максимально поддержать каждого ребенка, вселить уверенность в собственные силы. Большую роль во время проведения аппликации отводиться овладению детьми сложными техническими умениями: наносить клей на бумагу, вырезать детали. Аппликация очень трудоемкий вид деятельности, поэтому я включаю в неё физминутки, пальчиковую гимнастику, мимические этюды, которые помогают детям в нужный момент расслабиться. Детские работы используются для оформления стендов в выставочных студиях, для оформления группы, в сюжетно-ролевых играх.

Для определения уровня умений и навыков детей в наклеивании и вырезании провела контрольное обследование, что позволило мне оценить динамику развития ребят, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных знаний для формирования необходимых навыков.

Составила подборку игр и упражнений со стихами: «Пальчики играют», способствующих развитию у детей движений кистей и пальчиков рук, стимулирующих развитие памяти и речи у дошкольников.

Подбираю и систематизирую наглядно-иллюстративный материал с образцами аппликационных техник; составляю подборку дидактических игр на развитие сенсорных способностей, игр на ориентировку в пространстве.

Пройдя курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические технологии работы с семьёй», с успехом применяю для планирования индивидуальной формы работы с семьями воспитанников.

Индивидуальные беседы направлены на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, его индивидуальных особенностях развития.

Также мое взаимодействие с родителями воспитанников направлено на объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимопонимание и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Я считаю, что работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

• ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;

• выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку в ДОУ и дома;

• определение уровня педагогической культуры родителей;

• выявление трудностей, испытываемых родителями;

• изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

Большое значение я придаю наглядным формам работы с родителями. В приёмной группового помещения оформлен стенд для родителей с рубриками:

- достижения детей “Вести с занятий ”,

- демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую дети и педагоги копят личные работы,

- “Играя, развиваемся и обучаемся!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.

- «В родительскую копилку» - возможность для родителей поделиться своим опытом, идеями, замечаниями,

- фоторепортажи «Вот что мы умеем».

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 18:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле»
Музыкальный руководитель МКДОУ №16 «Ромашка» с. Ростовановка Распустились ромашки на поле, Много – много красивых цветов. И колышется белое море – Как...
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...