Лучший педагог года

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Светлана Адылина
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка.

Чувство ритма трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та», «ти», «бег», «шаг»).

Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство воспитанников. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, дошкольники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя.

Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которых дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последовательного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниатюры песен, инструментовки произведений для слушания музыки.

В развитии чувства ритма большое значение имеют творческие задания в форме игры. Выполнение этих заданий требует предварительного ознакомления учащихся с инструментами, их музыкально-изобразительными и выразительными возможностями, техникой звукоизвлечения.

Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развитие речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, (слитной)речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

В свое работе применяю активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах :

Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы.

Наглядные: рассматривание картин, знакомство с музыкальными инструментами.

Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.

Я стремлюсь развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинаю с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок.

Игру на детских музыкальных инструментах планируем включать в тематические занятия и праздники.

Использование на занятиях и в индивидуальной работе не только детских, но и взрослых (настоящих) музыкальных инструментов, способствуют развитию интереса детей к исполнению музыкального произведения. Помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка.

В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Оркестр будет собран из детей с музыкальным слухом среднего и старшего возраста и меня. Каждый ребёнок будет закреплён за инструментом, на котором у него лучше всего получается играть.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».

Публикации по теме:

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце 19 века основоположником системы музыкально-ритмического воспитания.

Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма.

Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.

О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) Подготовила музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и весельевсемусуществующему…Её.

Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном.

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста посредством шумовых инструментов по программе Т. Э. Тютюнниковой Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад №26 «Родничок» «Развитие чувства ритма.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике «Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 15:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД