«Развитие чувства ритма у дошкольников». Из опыта работы музыкального руководителя

Лариса Деревцова
«Развитие чувства ритма у дошкольников». Из опыта работы музыкального руководителя

Как развивать чувство ритма?

Задача музыкального руководителя ДОУ развивать музыкальные способности у детей. Одна из них, чувство ритма, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Развивается чувство ритма, прежде всего в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Мы очень много работаем по названному разделу на музыкальных занятиях, и на занятиях хореографической студии. За основу взято уникальное направление, идущее от Айседоры Дункан, названное «Методом музыкального движения». Айседора учила детей свободе и естественности движений, творчеству, учила фантазировать, импровизировать. В результате реализации первой части «Метода», которая включает в себя все виды основных движений (шаг, бег, прыжки, дети приобретают опыт соотнесения движений с характером музыки. Осознанность, понимание смысла движений, которое лежит в основе музыкально – двигательного творчества, формируется во второй части «Метода», которая состоит из коротких этюдов, доступных детям по содержанию и исполнению. Самая главная, третья часть «Метода», к которой готовят две предыдущие его части – это творческие этюды. Дети создают их сначала с помощью педагога, а потом сами. Считаю, что в первую очередь вся работа должна строиться по принципу: звук (музыка) – слово – движение. Очень важно чтобы у ребенка был хорошо развит музыкальный словарь. Чем больше он будет знать слов, характеризующих музыку, тем разнообразнее и выразительнее будут его движения. В нашем детском саду принято начинать занятия с коммуникативных упражнений на создание хорошего настроения, есть свой ритуал приветствия: добрая улыбка, комплимент, ритмическая игра. Элементы психогимнастики присуствуют в процессе занятия как плавный переход от одной части к другой, как продолжение тематики, как прелюдия к знакомству с новым материалом, момент организации, как оздоровительные упражнения (это различные превращения, переключающие внимание детей. Обязательно включаю дидактические игры на развитие чувства ритма, ориентировке в пространстве, координации движений, определения разновидности танцев и музыкально-двигательные игры-диалоги, которые построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах («Тряпичная кукла», «Зеркало», «Скульптор» и другие). Постоянно предлагаю детям творческие задания: игры – импровизации направленные на коллективное и индивидуальное творчество («Тропинка», «Волшебный сад», «На балу у короля»). Обязательны домашние задания, где в играх-имровизациях участвуют члены семьи. Родителям советую, чтобы такие игры перерастали в домашние концерты, драматизации сказок. Одновременно в них происходит обучение общению со взрослым и сверстниками, в своих рассказах о домашних импровизациях дети учатся вести беседу, диалог, задавать вопросы. Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей, это способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка. Здесь помогают такие игровые приемы: «передай» или «отправь» по воздуху друг другу воображаемые воздушные шары, «сдуй» звуки или «погладь» их руками, передай горящую свечу. Включаю в работу здоровьесберегающие технологии, такие как ритмотерапия (здесь дети ориентируются по карточкам - знакам, символам, это хлопки в заданном ритмическом рисунке. Движения в паре воспитывают толерантность. Полный положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять мышечное напряжение, развивать координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве, удовлетворить потребность ребенка в радостном эмоциональном состоянии, в удовольствии. Самый простой способ, это повтор движений взрослого, а затем движений друг друга. Кроме уже названных упражнений на развитие коммуникативных движений так же включаю упражнения на выразительность жестов, мимики, учу согласовывать их с характером музыки, они хороший помощник в хороводах, сюжетных танцев. Просмотр выступлений и оценка их самими детьми помогают детям в импровизациях, в развитии эмоциональности. Технология проекта – это комплекс самых разнообразных приемов: детская импровизация, выступление взрослых (педагоги и родители, домашние заготовки, концертное выступление, познавательная деятельность.

Больше 10 лет в детском саду организована работа хореографической студии «Солнышко». На занятиях дети знакомятся с основами танцевальной культуры, осваивают танцевальную азбуку, разучивают движения разных танцев.

Очень часто включаем в танцевальную композицию движения придуманные детьми в играх-импровизациях. Программа студии рассчитана на три года обучения для детей с 4 до 7 лет. Выступления проходят на каждом празднике, на городских мероприятиях.

И в заключение хочу сказать: танцевальное искусство развивает красоту движений, эстетический вкус, способствует воспитанию гармонически развитой личности.

Публикации по теме:

«Ромашковые ритмы» — видео-игра для развития чувства ритма Ритм, основа музыкального произведения. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение в общем музыкальном.

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Развитие чувства ритма у дошкольников». Из опыта работы музыкального руководителя
Опубликовано: 22 марта 2013 в 10:09
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....