«Развитие чувства ритма у дошкольников». Из опыта работы музыкального руководителя

Лариса Деревцова
«Развитие чувства ритма у дошкольников». Из опыта работы музыкального руководителя

Как развивать чувство ритма?

Задача музыкального руководителя ДОУ развивать музыкальные способности у детей. Одна из них, чувство ритма, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Развивается чувство ритма, прежде всего в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Мы очень много работаем по названному разделу на музыкальных занятиях, и на занятиях хореографической студии. За основу взято уникальное направление, идущее от Айседоры Дункан, названное «Методом музыкального движения». Айседора учила детей свободе и естественности движений, творчеству, учила фантазировать, импровизировать. В результате реализации первой части «Метода», которая включает в себя все виды основных движений (шаг, бег, прыжки, дети приобретают опыт соотнесения движений с характером музыки. Осознанность, понимание смысла движений, которое лежит в основе музыкально – двигательного творчества, формируется во второй части «Метода», которая состоит из коротких этюдов, доступных детям по содержанию и исполнению. Самая главная, третья часть «Метода», к которой готовят две предыдущие его части – это творческие этюды. Дети создают их сначала с помощью педагога, а потом сами. Считаю, что в первую очередь вся работа должна строиться по принципу: звук (музыка) – слово – движение. Очень важно чтобы у ребенка был хорошо развит музыкальный словарь. Чем больше он будет знать слов, характеризующих музыку, тем разнообразнее и выразительнее будут его движения. В нашем детском саду принято начинать занятия с коммуникативных упражнений на создание хорошего настроения, есть свой ритуал приветствия: добрая улыбка, комплимент, ритмическая игра. Элементы психогимнастики присуствуют в процессе занятия как плавный переход от одной части к другой, как продолжение тематики, как прелюдия к знакомству с новым материалом, момент организации, как оздоровительные упражнения (это различные превращения, переключающие внимание детей. Обязательно включаю дидактические игры на развитие чувства ритма, ориентировке в пространстве, координации движений, определения разновидности танцев и музыкально-двигательные игры-диалоги, которые построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах («Тряпичная кукла», «Зеркало», «Скульптор» и другие). Постоянно предлагаю детям творческие задания: игры – импровизации направленные на коллективное и индивидуальное творчество («Тропинка», «Волшебный сад», «На балу у короля»). Обязательны домашние задания, где в играх-имровизациях участвуют члены семьи. Родителям советую, чтобы такие игры перерастали в домашние концерты, драматизации сказок. Одновременно в них происходит обучение общению со взрослым и сверстниками, в своих рассказах о домашних импровизациях дети учатся вести беседу, диалог, задавать вопросы. Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей, это способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка. Здесь помогают такие игровые приемы: «передай» или «отправь» по воздуху друг другу воображаемые воздушные шары, «сдуй» звуки или «погладь» их руками, передай горящую свечу. Включаю в работу здоровьесберегающие технологии, такие как ритмотерапия (здесь дети ориентируются по карточкам - знакам, символам, это хлопки в заданном ритмическом рисунке. Движения в паре воспитывают толерантность. Полный положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять мышечное напряжение, развивать координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве, удовлетворить потребность ребенка в радостном эмоциональном состоянии, в удовольствии. Самый простой способ, это повтор движений взрослого, а затем движений друг друга. Кроме уже названных упражнений на развитие коммуникативных движений так же включаю упражнения на выразительность жестов, мимики, учу согласовывать их с характером музыки, они хороший помощник в хороводах, сюжетных танцев. Просмотр выступлений и оценка их самими детьми помогают детям в импровизациях, в развитии эмоциональности. Технология проекта – это комплекс самых разнообразных приемов: детская импровизация, выступление взрослых (педагоги и родители, домашние заготовки, концертное выступление, познавательная деятельность.

Больше 10 лет в детском саду организована работа хореографической студии «Солнышко». На занятиях дети знакомятся с основами танцевальной культуры, осваивают танцевальную азбуку, разучивают движения разных танцев.

Очень часто включаем в танцевальную композицию движения придуманные детьми в играх-импровизациях. Программа студии рассчитана на три года обучения для детей с 4 до 7 лет. Выступления проходят на каждом празднике, на городских мероприятиях.

И в заключение хочу сказать: танцевальное искусство развивает красоту движений, эстетический вкус, способствует воспитанию гармонически развитой личности.

Публикации по теме:

«Ромашковые ритмы» — видео-игра для развития чувства ритма Ритм, основа музыкального произведения. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение в общем музыкальном.

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Развитие чувства ритма у дошкольников». Из опыта работы музыкального руководителя
Опубликовано: 22 марта 2013 в 10:09
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...