Лучший педагог года

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»

юлия карелина
Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

/В. А. Сухомлинский. /

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость в духовно- нравственном воспитании детей и создания условий для присвоения детьми моральной позиции.

Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы – проектная деятельность, как часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Публикация «Из опыта работы „Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является духовно-нравственное воспитание сказкой.

Духовно-нравственное воспитание на основе сказки способствует становлению ребенка во всех формах ее проявления. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. В дошкольном возрасте именно сказки являются прекрасным материалом для обучения и воспитания. Использование сказок в режимных моментах, в игровой деятельности развивает устную речь, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Также сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Все это хорошо передается через русские народные сказки и сказки писателей. Поэтому решила воспитывать в детях духовно-нравственные качества личности через сказку.

Разработанный и реализуемый познавательно-творческий проект «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности ребенка к школе. Использование проектной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители дошкольников. Сотрудничество с родителями необходимо, так как проектная деятельность предполагает активное участие всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность данной темы вижу в следующем: вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Духовно – нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаясь в нравственные эталоны и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях модернизации наблюдается снижение интереса к чтению не только сказок, но и художественной литературы в целом. В наше время ценности стали материальными, нежели духовные. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребенка. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно сказка оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений и социальную адаптацию ребенка.

Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:

- Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:

Побуждать у детей интерес к сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Использовать сказки в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно – исследовательской, художественно – творческой.

Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Включить родителей в процесс реализации данного проекта.

Я чётко убеждена, что для процесса формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок и сказок разных писателей, необходимо организовать в группе соответствующую предметно-развивающую среду.

Поэтому для полноценной реализации проекта в группе создала мини-музей «В гостях у сказки», ориентирован на детей среднего возраста. В мини-музее собраны предметы из разных сказок, которые знают дети: дед да баба и курочка Ряба, клубочек ниток, теремок, вязаное дерево с молодильными яблочками, сестрица Аленушка и братец Иванушка, колобок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочные темы, пазлы, лото, дидактические игры, домино.

Игры расположены на нижней полке, чтобы дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности. Так же имеются разнообразные виды масок для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, куклы Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, театр из природного материала. Немаловажной ролью в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. После проведенного анкетирования родителей на тему: «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка» выяснила, что у родителей слабо сформированы нравственные качества, родители недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. Поэтому в план проекта включила мероприятия для родителей. Интересно и плодотворно прошло родительское собрание на тему: «Сказка в жизни ребенка», где родители с большим интересом вспомнили сказки своего детства, рисовали любимого героя сказки, информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Подготовила консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка в воспитании и развитии ребенка», «Читайте детям сказки», с которыми родители могут ознакомиться в родительском уголке. Провела индивидуальные и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Так же по плану проекта есть совместные досуги и развлечения. Например, в ходе драматизации сказки «Теремок» родители и дети получили заряд положительных эмоций от совместного показа сказки, родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка, и сделали вывод, что действительно нужно как можно больше читать и обыгрывать сказки. Ведь именно драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. Создали красочную книгу сказок. В ходе реализации проекта:

- повысилась компетентность родителей и воспитателей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами духовно-нравственного и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение). Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, само развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствует обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. В ходе реализации проекта:

- дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;

- пополнился словарный запас, сформированы навыки творческого рассказывания;

- расширились представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;

- научились отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умеют делать нравственный выбор. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Литература

1. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. Нравственное воспитание [Текст] / Т. А. Шорыгина//Прометей; Книголюб. -2005.-С. 9-11.

2. Микляева, Ю. В. Социально-нравственное воспитание детей [Текст] / Ю. В. Микляева //Айрис Пресс, Москва. -2009.-С. 38-42.

3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева // М. : ТЦ Сфера. -2003.-С. 15-48.

4. Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] / О. А. Потаповская // Мозаика-Синтез Москва. -2006.-С. 17-22.

5. Зимина, И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст]/И. Н. Зимина // М. : ТЦ Сфера. -2005.-С. 5-9.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». В. А. Сухомлинский. Духовно-нравственное воспитание.

Доклад из опыта работы «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников посредством использования мини-музея» Духовно- нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши.

Формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей старшего дошкольного возраста через связь поколений Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была актуальной и приобретает особое значение. Согласно содержанию Государственного.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику» Авторская идея в моей педагогической практике «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 10:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД