Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края

Екатерина Зеленина
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края

Тема опыта: «Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края»

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Зеленина Е. В.

Целью моего опыта является показать роль природы родного края в развитии личности ребенка; развивать творческий потенциал детей в процессе ознакомления с природой Прихоперья.

В ходе работы решала такие задачи, как

-анализ особенностей формирования художественного творчества дошкольников;

- систематизация средств ознакомления детей с природой;

- развитие творческих способностей детей

- воспитание бережного отношения к родной природе

Новизна темы заключается в том, что ознакомление с природой дает воспитателю возможность разнообразить виды детской деятельности и, главное, помогает формировать творческие способности детей.

Использую различные методы исследования и средства для развития художественного творчества:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация, обобщение полученной информации

В процессе формирования творчества детей использую следующие средства: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин природы, игры и упражнения, опыты.

На первоначальном этапе работы в группе была создана предметно - развивающая среда. Оформлен уголок «Мир искусства и художественной деятельности», уголок природы, где собраны дидактические пособия, игры для ознакомления детей с природой, оборудование для опытов, а также природный материал для занятий художественным трудом.

Детское творчество рассматривается как результат ознакомления с природой, поэтому на втором этапе работы знакомила детей с природой родного края. Основной формой организации работы по общению детей с природой считаю наблюдение за природными объектами и явлениями, которые в последствии станут необходимым стержнем для воплощения художественного образа.

Под моим руководством дети рассматривают объекты живой и неживой природы, явления природы, выделяя все самое красивое, подбирая слова, передающие эмоционально-выразительную, эстетическую характеристику предмета. Только эмоциональное восприятие оставляет в памяти ребенка живое воображение, необходимое для последующего живого видения образа в своих рисунках.

В свободной деятельности и на занятиях дети выражали все увиденное это на листе бумаги с помощью рисунка. Так рисунки становятся более выразительными, объекты неживой природы как бы оживают на них.

Научить детей видеть красоту природы Прихоперья помогали экскурсии и походы в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретали знания, у них развивалось восприятие разнообразных красок, звуков родной природы. Часто предлагала детям заучивать перед экскурсией стихотворения о природе, использовала малые фольклорные формы (загадки, потешки, поговорки, пословицы)

Слушая о явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Организовывала практическое участие детей в охране природы. При проведении экскурсий дети на конкретных примерах знакомятся с правилами поведения в природе.

В ходе экскурсий и наблюдений собирали с детьми различный природный материал, который необходим для занятий художественным трудом.

В свободное время составляем с детьми предметные, сюжетные и декоративные композиции - панно из сухих листьев и цветов, коллажи.

Для работы по развитию художественного творчества детей средствами природы разработан цикл занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры и приемы. Большое место уделяется сезонным экскурсиям и наблюдениям.

Развитие художественного творчества детей в процессе изобразительной деятельности проходило через рассматривание иллюстраций, репродукций художников, были проведены экскурсии в картинную галерею, музей. Рассматривания произведения изобразительного искусства дети видят, как по-разному передают признаки объектов художники: картины природы в один и тот же момент года, мех зверей, оперение птиц; как используют различные средства для изображения образа, например, акварель – с целью подчеркнуть прозрачность облаков.

Поэтому с детьми рассматриваем пейзажные картины по сезонам, а также натюрморты.

Уделяю большое значение повышению творческой активности детей, поэтому провожу дидактические игры, направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Метод проекта позволял более полно раскрыть ту или иную строну природы родного края. Работая над проектом, дети учатся творчески мыслить и выполнять творческие задания. С детьми изготавливаем макеты, мини-музеи, поделки, альбомы) В нашей группе были разработаны проекты: «Животные нашего леса», «Птицы у нашего окна», «Хопер –Батюшка», «Люби и знай свой край родной».

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети проявляли собственную активность, направляя ее на получение новых сведений, новых знаний о природных объектах, запечатляли наблюдения в дневники с помощью рисования.

Важным направлением в моей работе, обеспечивающую эффективное развитие творческих способностей, считаю – интеграцию. В связи с этим были разработаны конспекты интегрированных занятий по данной теме. Так на третьем этапе работы развивала творческие способности у детей при организации этих занятий, содействовала развитию творческих замыслов, также развивала умение детей анализировать, замечать выразительность и своеобразие работ.

В работе с детьми использовала занятия по изобразительной деятельности, как на предложенную тему, так и занятия по замыслу.

В младшей группе в ходе занятий обыгрываю игрушки экологического содержания, доступные для самостоятельного изображения детей.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем, с ними провожу занятия на свободную тему.

В старшей и подготовительной группе - рисование по памяти.

Также часто использую занятия по изображению с натуры как в помещении, так и на улице. Провожу лепку, аппликацию фруктов, овощей, деревьев, цветов, животных и других природных объектов.

На занятиях использую нетрадиционные техники рисования, которые позволяют расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, раскованнее,, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживалась разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начинала от простого и переходила к более сложному.

Применение нетрадиционных техник способствует развитию у детей изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия,помогает научить мыслить смело, свободно, творчески. Еще в работе использую стеклянный мольберт, на котором можно выполнять данные техники, рисовать по образцу, по трафарету. Детям особенно нравится рисовать на этом мольберте портреты друг друга и пейзажи, когда занимаемся на улице.

Художественный труд это продуктивная деятельнось, в результате, которой мои воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных игрушек,поделок, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему миру.

Проводила игры из собранного природного материала. Дети фантазировали, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть вместе с детьми, кто что придумал. Эти игры-упражнения нравятся детям и развивают воображение ребят.

Большое значение для развития детского творчества имеет привлечение родителей к совместному творчеству. Так, проводила семинар «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования» знакомила родителей с конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей, в том числе с нетрадиционными техниками рисования. Разработала консультации для родителей, где рассказывала о том, как важно развивать творческие способности детей в дошкольном возрасте. Во взаимодействии с родителями нашей группы организовывала конкурсы, выставки детских рисунков, поделок, создавали проекты («В гостях у природы», «Лес - словно терем расписной!», «Хорош Хопер в любое время года!», «Моя любимая река Хопер»).

Родители с большим удовольствием участвовали в выставках работ из природного материала, фото-выставках, альбомов творчества своего ребенка, проявляли интерес к жизни детей в детском саду, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

Дети являются призёрами и участниками городских и региональных конкурсов детского творчества.

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольниковРоль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 11:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...