Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края

Екатерина Зеленина
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края

Тема опыта: «Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края»

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Зеленина Е. В.

Целью моего опыта является показать роль природы родного края в развитии личности ребенка; развивать творческий потенциал детей в процессе ознакомления с природой Прихоперья.

В ходе работы решала такие задачи, как

-анализ особенностей формирования художественного творчества дошкольников;

- систематизация средств ознакомления детей с природой;

- развитие творческих способностей детей

- воспитание бережного отношения к родной природе

Новизна темы заключается в том, что ознакомление с природой дает воспитателю возможность разнообразить виды детской деятельности и, главное, помогает формировать творческие способности детей.

Использую различные методы исследования и средства для развития художественного творчества:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация, обобщение полученной информации

В процессе формирования творчества детей использую следующие средства: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин природы, игры и упражнения, опыты.

На первоначальном этапе работы в группе была создана предметно - развивающая среда. Оформлен уголок «Мир искусства и художественной деятельности», уголок природы, где собраны дидактические пособия, игры для ознакомления детей с природой, оборудование для опытов, а также природный материал для занятий художественным трудом.

Детское творчество рассматривается как результат ознакомления с природой, поэтому на втором этапе работы знакомила детей с природой родного края. Основной формой организации работы по общению детей с природой считаю наблюдение за природными объектами и явлениями, которые в последствии станут необходимым стержнем для воплощения художественного образа.

Под моим руководством дети рассматривают объекты живой и неживой природы, явления природы, выделяя все самое красивое, подбирая слова, передающие эмоционально-выразительную, эстетическую характеристику предмета. Только эмоциональное восприятие оставляет в памяти ребенка живое воображение, необходимое для последующего живого видения образа в своих рисунках.

В свободной деятельности и на занятиях дети выражали все увиденное это на листе бумаги с помощью рисунка. Так рисунки становятся более выразительными, объекты неживой природы как бы оживают на них.

Научить детей видеть красоту природы Прихоперья помогали экскурсии и походы в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретали знания, у них развивалось восприятие разнообразных красок, звуков родной природы. Часто предлагала детям заучивать перед экскурсией стихотворения о природе, использовала малые фольклорные формы (загадки, потешки, поговорки, пословицы)

Слушая о явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Организовывала практическое участие детей в охране природы. При проведении экскурсий дети на конкретных примерах знакомятся с правилами поведения в природе.

В ходе экскурсий и наблюдений собирали с детьми различный природный материал, который необходим для занятий художественным трудом.

В свободное время составляем с детьми предметные, сюжетные и декоративные композиции - панно из сухих листьев и цветов, коллажи.

Для работы по развитию художественного творчества детей средствами природы разработан цикл занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры и приемы. Большое место уделяется сезонным экскурсиям и наблюдениям.

Развитие художественного творчества детей в процессе изобразительной деятельности проходило через рассматривание иллюстраций, репродукций художников, были проведены экскурсии в картинную галерею, музей. Рассматривания произведения изобразительного искусства дети видят, как по-разному передают признаки объектов художники: картины природы в один и тот же момент года, мех зверей, оперение птиц; как используют различные средства для изображения образа, например, акварель – с целью подчеркнуть прозрачность облаков.

Поэтому с детьми рассматриваем пейзажные картины по сезонам, а также натюрморты.

Уделяю большое значение повышению творческой активности детей, поэтому провожу дидактические игры, направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Метод проекта позволял более полно раскрыть ту или иную строну природы родного края. Работая над проектом, дети учатся творчески мыслить и выполнять творческие задания. С детьми изготавливаем макеты, мини-музеи, поделки, альбомы) В нашей группе были разработаны проекты: «Животные нашего леса», «Птицы у нашего окна», «Хопер –Батюшка», «Люби и знай свой край родной».

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети проявляли собственную активность, направляя ее на получение новых сведений, новых знаний о природных объектах, запечатляли наблюдения в дневники с помощью рисования.

Важным направлением в моей работе, обеспечивающую эффективное развитие творческих способностей, считаю – интеграцию. В связи с этим были разработаны конспекты интегрированных занятий по данной теме. Так на третьем этапе работы развивала творческие способности у детей при организации этих занятий, содействовала развитию творческих замыслов, также развивала умение детей анализировать, замечать выразительность и своеобразие работ.

В работе с детьми использовала занятия по изобразительной деятельности, как на предложенную тему, так и занятия по замыслу.

В младшей группе в ходе занятий обыгрываю игрушки экологического содержания, доступные для самостоятельного изображения детей.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем, с ними провожу занятия на свободную тему.

В старшей и подготовительной группе - рисование по памяти.

Также часто использую занятия по изображению с натуры как в помещении, так и на улице. Провожу лепку, аппликацию фруктов, овощей, деревьев, цветов, животных и других природных объектов.

На занятиях использую нетрадиционные техники рисования, которые позволяют расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, раскованнее,, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживалась разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начинала от простого и переходила к более сложному.

Применение нетрадиционных техник способствует развитию у детей изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия,помогает научить мыслить смело, свободно, творчески. Еще в работе использую стеклянный мольберт, на котором можно выполнять данные техники, рисовать по образцу, по трафарету. Детям особенно нравится рисовать на этом мольберте портреты друг друга и пейзажи, когда занимаемся на улице.

Художественный труд это продуктивная деятельнось, в результате, которой мои воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных игрушек,поделок, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему миру.

Проводила игры из собранного природного материала. Дети фантазировали, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть вместе с детьми, кто что придумал. Эти игры-упражнения нравятся детям и развивают воображение ребят.

Большое значение для развития детского творчества имеет привлечение родителей к совместному творчеству. Так, проводила семинар «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования» знакомила родителей с конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей, в том числе с нетрадиционными техниками рисования. Разработала консультации для родителей, где рассказывала о том, как важно развивать творческие способности детей в дошкольном возрасте. Во взаимодействии с родителями нашей группы организовывала конкурсы, выставки детских рисунков, поделок, создавали проекты («В гостях у природы», «Лес - словно терем расписной!», «Хорош Хопер в любое время года!», «Моя любимая река Хопер»).

Родители с большим удовольствием участвовали в выставках работ из природного материала, фото-выставках, альбомов творчества своего ребенка, проявляли интерес к жизни детей в детском саду, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

Дети являются призёрами и участниками городских и региональных конкурсов детского творчества.

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольниковРоль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 11:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...