МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе

Татьяна Купранова
Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Заковряжинская средняя общеобразовательная школа»

«Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе

Выполнила: Купранова Т. А.

Не секрет, что образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. От воспитания и развития ребёнка в младшем школьном возрасте зависит многое в его будущей жизни.

Публикация «Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе» размещена в разделах

Формирование мелкой моторики - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует целостную систему восприятия.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Мы, учителя начальных классов, учитывая возрастные психофизиологические особенности младших школьников, уделяем большое внимание этой проблеме. Принимая детей в первый класс, мы прекрасно понимаем, что должны заложить не только основы письма, счёта и чтения, но должны ещё способствовать общему развитию ребёнка.

Большое значение для развития мелкой моторики рук имеет отбор дидактического материала и инструментов для занятий. Это могут быть ватные палочки, кусочки смятой бумаги, спичечный коробок, кусочек поролона, ластик, пробка от бутылки, древесный лист, жесткая клеевая кисть, нитки и многое другое.

Мы стараемся сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов («пинцетный», «щипковый», умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. Повышается самооценка ребёнка. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в школе, особенно при овладении письмом.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук.

В своей работе я использую разные виды работ по развитию мелкой моторики.

Рассмотрим более подробно работу с разными материалами.

Работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения.

Лепка. Лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Собирание мозаики. Основная идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. Таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук.

Набор разноцветных прищепок. Обычные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Важно научить детей брать прищепки тремя пальцами – большим, указательным и средним и цеплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. А можно чередовать прищепки по цвету, создавая неповторимые цветовые комбинации. И конечно, неплохо, если дети будет пересчитывать прищепки, определять их количество определенного цвета.

Пуговицы, бусы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, пересыпать пуговицы и бусины из ладошки в ладошку.

Эффективным пособием для тренировки руки ребенка признаны бусы. Предлагая ребенку для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, учитель способствуют постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучают пальцы совершать точные движения под контролем зрения. Нанизывая бусы, ребенок учится по-разному складывать пальцы в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щепотью», или двумя (кончиками большого и указательного пальцев – «пинцетный захват»). Это помогает скоординировать движения обеих рук ребенка.

Шнурки, шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.

Оригами. Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами многократно складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц.

Разновидности оригами – модульное оригами. Целью занятий оригами в школе является развитие мелкой моторики рук и общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. После этого они изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах, шьют игрушки.

Картинки из круп. Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, манная крупа, рожки. Многие дети любят рисовать, но делать это можно совсем необычным способом. Ребенок пальчиком может рисовать простейшие фигуры и узоры: квадраты, ромбы, кружочки, листики, цветы.

Макаронные аппликации. Аппликации можно делать не только из цветной бумаги и лоскутков ткани. Красиво и необычно выглядят макароны- ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить – получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко, но это и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.

Работа с бумагой. Бумагопластика. Поделки из бумаги – очень полезное занятие. Мы учим ребенка мять бумагу и катать складывать, вырезать. Скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки». Используем различную по толщине и качеству бумагу. Все эти виды деятельности требуют точности и согласованности движений кистей рук.

А какие красивые получаются поделки, которые можно подарить на праздник своим родным, близким, а можно как украшение повесить у себя в квартире.

Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его работа

В последнее время я начала использовать полуобъемные схемы. Схемы представлены на разные темы. Для детей такие схемы удобны тем, что ребенок может открывать и закрывать нужную ему деталь, пока он не поймет, в каком положении деталь должна находиться, и где именно на детали рисовать контур. Кто-то из детей может рассматривать схему только одну минуту, и он поймет, как работать, а кому-то надо будет подойти к схеме несколько раз, чтобы понять принцип действий. Эти схемы - мои помощники. На схеме видно, как можно последовательно выполнить несколько действий.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

А мы взрослые должны помнить слова А. В. Луночарского: «Как работают руки, так думает голова»

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики — эффективное средство подготовки руки к письму Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму» Подготовила воспитатель: Салмина Ю. В. «Истоки способностей и дарований детей – на.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Игровая деятельность на уроках в начальной школе Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». «В игре.

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки». Мы понимаем с вами друг другу, с помощью речи. Но когда мы с вам и встречаем.

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше.

Развитие мелкой моторики как метод подготовки руки к письму Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе
Опубликовано: 22 июня 2018 в 07:22
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД