Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму

Наталья Плотникова
Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Публикация «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка

При развитии мелкой моторики и графических навыков у дошкольников необходимо:

1. Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии; мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

2. Развивать общую моторику, двигательные функции рук, зрительно-моторную координацию, внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление, бощую культуру, внимание и память, творческие способности.

3. Воспитывать интерес к процессу обучения в целом, усидчивость, аккуратность.

Необходимо уделять большое внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Для занятий по подготовке руки ребёнка к письму используются следующие игровые задания и упражнения:

Работа с линиями.

Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини», создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

Раскрашивание. Приятное для малышей занятие, с помощью которого решаются следующие методические задачи:

1. научить детей правильному раскрашиванию: не выходить за пределы контура, делать закрашивание сплошным, без полос;

2. приучить начинать с самого лёгкого нажима карандашом;

3. показать, как с помощью изменения нажима одним карандашом закрасить рисунок двумя тонами – совсем светлым и более густым (ярким).

Штрихование. Внимание ребёнка обращается на направление штриховки (стрелка, одинаковое расстояние между линиями и их параллельность. Во время работы дети учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений.

Обведение по точкам и по контуру. Это упражнение развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.

Дорисовывание. Развивает воображение, творческое мышление.

Работа с палочками и другими мелкими предметами (скрепки, горох и т. д.) способствует точности движений пальцев и руки развивает пространственные представления, закрепляет знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур. Каждая вновь выложенная фигура сопровождается заучиванием четверостишия, что способствует развитию речи и памяти.

Шнуровка развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.

Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища, пальцев и кистей рук).

Через каждые 5-10 минут работы ребёнку необходим отдых. Для этой цели на занятиях проводятся физкультурные минутки. Для них используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а так же на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения развивают память, чёткое произношение, содействуют плавности и выразительности речи.

Пальчиковая гимнастика является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности. Когда дети освоят выполнение фигур – движения усложняются: разыгрывание сценок, пересказ коротких рассказов сопровождающихся построением фигур из кисти и пальцев рук.

Речь с движением способствует координации движений, развивает чувство ритма, двигательную активность. Дети учатся выполнять движения соответствующие тексту стихотворения, что закрепляет понимание ими значения «слово».

Список литературы

1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с. : ил. – (Серия «готовимся к школе»).

2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Е. Нитылкиной. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 48с. : ил.

3. Бурдина С. В. Готовим руку к письму 1-2часть

4. Бурдина С. В. Развиваем графические навыки малыша 1-2часть

Публикации по теме:

Вышивание на картоне как средство развития мелкой моторикиВышивание на картоне как средство развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский). Всестороннее представление об окружающем предметном.

Игры по сенсорному развитию детей 2–3 летИгры по сенсорному развитию детей 2–3 лет Развивающие игры -способствующие сенсорному развитию детей 2-3 лет Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 17:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД