Папки-передвижки

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет»

Наталья Сербина
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет»

«Развитие мелкой моторики рук детей

с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет»

Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно связаны с развитием движений рук ребёнка. Учёными давно доказано, что движения пальцев рук играют стимулирующую роль, активно и положительно влияют на развитие и функционирование зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности.

Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет“» размещена в разделах

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализуют представленные методические разработки игр и игровых упражнений, сочетающие в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующие механизм их функционального единства.

Методический материал включает в себя игры для развития мелкой моторики рук. Для занятий предлагается сюжетные картинки, прозрачные камешки, трафареты букв. Разнообразие заданий способствует активизации познавательной деятельности детей, обогащению знаний об окружающем мире, развитию лексико-грамматических категорий языка, предложно-падежных конструкций, связной речи. И, что также немало важно для детей с речевыми расстройствами, сенсорные и тактильные ощущения при манипуляции с предметами предотвращают наступление преждевременной утомляемости.

Данные методические разработки помогут детям 3-7 лет с тяжёлыми речевыми нарушениями в игровой форме развивать пальчиковую ловкость, накапливать словарь, ориентироваться на листе бумаги.

Цель методических разработок - способствовать:

- тренировке мелкой моторики кистей пальцев;

- развитию речевых навыков;

- развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);

- зрительному восприятию образа букв;

- развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Всё это обусловливает значимость представленной методической разработки, направленной на решение коррекционных задач.

Методические разработки предназначены логопедам ДОО, воспитателям детских садов, а также родителям. Могут использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Сведения об авторе:

Скрыпникова Наталья Александровна - учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – д/с №2 г. Шебекино Белгородской области» Является участником эксперимента ДОУ «Апробирование и внедрение принципов педагогики М. Монтессори в образовательном процессе ДОУ», активно размещает свои материалы на сайте ДОУ.

Игра «Колючие дорожки»

Задачи: - формирование и закрепление названий пальцев рук.

- развитие речевых навыков.

- развитие, формирование внимания, подвижности и гибкости

пальцев и кистей рук.

- развитие зрительно-моторной координации.

Детям предлагается выполнить движения по тексту.

На полянке, на лужайке «Прыгаем» пальцами по дорожке.

Целый день скакали зайки.

И катались по траве, Прокатывает ладошки от основания к

От хвоста и к голове. кончикам пальцев

Долго зайцы так скакали, «Попрыгать» и «лечь»

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали, «Ползём» ладошкой по дорожке, как змея.

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать Ладошками гладим дорожку.

Всех зайчат зайчиха – мать.

Шла медведица спросонок, «Переступаем» ребром ладони -

А за нею – медвежонок. как косолапый мишка.

А потом пришли детишки, «Шагают» 3 и 4 пальцы.

Принесли в портфелях книжки.

Дружно книжки почитали Кисти раскрываются – ладошками вверх

И обедать побежали. «Бежим» 2 и 3 пальцами.

Игра «Цветные ладошки»

Задачи:

- развитие, мелких движений пальцев рук, целенаправленной двигательной активности,

- развитие, умения распределять пальцы на предмете, координация движения рук и речи.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют движения по тексту,

Вышли пальчику гулять. начиная с большого пальца)

Погуляли, побродили. (Дети опускают руку чередуя на ладошку

Стать музыкантами решили. и пальцы)

Пианист Бемоль (Дети выполняют движения по тексту

В музыке король. начиная от мизинца к большому).

Говорит Бемоль

Ноты как пароль:

«До, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

До, ре, ми, фа, соль,

Посолить фасоль»

Дети, выполняя движения по тексту, закрепляют умение работать двумя руками одновременно, правильно распределяют нагрузку на пальцы на предмете.

Игра «Выложи букву»

Задачи:

- закрепление тонких движений пальцев рук;

- умения брать мелкие предметы, учитывая их форму и величину,

удерживать эти предметы, выкладывать предметы по форме и по точкам;

- закрепление внимания, зрительно-моторных координаций, пространственной ориентации на листе бумаги.

Ребёнку предлагаются на выбор различные цветные карточки с изображённым силуэтом буквы и с точечным изображением буквы, выбрав карточку, ребёнок выкладывает буквы цветными камушками по силуэту или по точкам.

Рекомендации по использованию методических разработок:

• Поскольку развитие ручной моторики зависит от степени зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех игр или игровых упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовольствие.

• Использование игр для развития мелкой моторики рук должно быть регулярным.

• Повторение инструкции, а также проговаривание действий во время игры облегчает работу ребёнка.

• При выкладывание букв рекомендуется сохранять последовательность согласно их написанию.

• Необходимо соблюдать комфортный для ребёнка темп работы.

Список источников:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения, [Текст] / С. Е. Большакова. - М. - 2014. – 48 с.

2. Костылёва Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики, [Текст] / Н. Ю. Костылёва. - М., 2014 г.

3. Синицына Е. Умные пальчики [Текст] / Е. Синицына. - М. – 1999. – 57 с.

4. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика, [Текст] /О. В. Синицына. - М.,

2003 г.

Публикации по теме:

Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Развитие.

Фотоотчет «Живые кляксы!» — работы детей старшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениямиФотоотчет «Живые кляксы!» — работы детей старшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениями Я не художник, я только учусь! В волшебных художников превращаются дети на наших игровых коррекционно-развивающих сеансах. Каждый уверен.

Консультация для педагогов «Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта» С самого рождения ребенок осуществляет такие движения как сжимание и разжимание кулачка такое движение в психологии называется хватательным,.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности» Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Развитие мелкой моторики рук у детей «Лошадка»Развитие мелкой моторики рук у детей «Лошадка» Все мы знаем, что мелкую моторику рук у детей нужно развивать,но не всем известно, что необходимо для ее развития. Мелкая моторика — это.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Развитие мелкой моторики у детей 2–3 летРазвитие мелкой моторики у детей 2–3 лет для развития мелкой моторики у детей я провожу со своими воспитанниками следующие игры-занятия: бутылочки - копилочки; очень интересно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 20:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД