«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением оnопорно — двигательного аппарата»

Лариса Полозова
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением оnопорно — двигательного аппарата»

Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата в раннем и дошкольном возрасте. Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью.

При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но среди них можно выделить наиболее распространённые, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. По данным медиков, в анамнезе дошкольников, встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (перенесённые родовые травмы, асфиксия и прочие). Всё это серьёзно осложняет полноценное развитие двигательных функций в детском возрасте.

Развитию моторики следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают все дети, а особенно с нарушением опрно – двигательного аппарата. Несмотря на многообразие двигательных нарушений, своеобразие их идеологии, такие дети имеют или нарушения или недоразвитие мелкой моторики зрительно – двигательной и слуховой координации. Для данных отклонений в развитии характерно:

негрубые дисфункции;

нестабильность мышечного тонуса;

истощаемость и утомляемость мышц пальцев и кистей рук;

недостаточная иннервация (кровообращение) пальцев рук (мёрзнут);

несогласованность

Из этого следует, что дети нуждаются в целенаправленной работе по развитию моторики. Учитывая актуальность данной проблемы в целом для детей дошкольного возраста и в частности для детей с нарушением двигательного аппарата определилась цель моей работы: совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев. Для чего были намечены следующие задачи:

1. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время в режиме дня.

2. Проводить все воспитательные и коррекционные мероприятия на основе максимально сохранных в своём развитии функций рук с коррекцией дефектных.

3. Осуществление комплексного подхода по реализации выбранной темы: взаимодействие со специалистами ДОУ (учителем – логопедом, педагогом – психологом, инструктором ЛФК, воспитателями группы, родителями.

4. Развивать способность работать руками под контролем сознания, глазомер.

5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

6. Через совершенствование мелкой моторики способствовать развитию психических процессов (памяти, внимания); развивать творческую фантазию, формировать пространственно – образного мышления.

Работу по развитию ручных навыков можно проводить как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни при воспитании навыков самообслуживания. Развитие этих навыков делает ребёнка по возможности более независимым в домашней, общественной среде, даёт возможность к формированию предпосылок к обучению в школе.

Развитие ручных навыков ведётся постепенно, поэтапно. На первом этапе необходимо научить ребёнка выполнять простейшие действия с предметами, навыкам самообслуживания. При этом главное учитывать возможности ребёнка, знать, что можно от него потребовать и в каком объёме. Ребёнок должен всегда видеть результат своего труда.

В развитии ручной моторики у детей большую роль играют соотносящие действия, то есть такие действия, когда нужно соотнести два предмета или две части предмета. Принцип соотносящихся действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенка, матрёшка, пирамидка и др.) Играя с ними у ребёнка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

Для обработки силы пальцев и кистей рук использую пластилин, глину, резиновые игрушки – пищалки, резиновые круги, эспандер.

Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры, как бы отражают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность. Что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Также можно использовать игры, которые разделились следующим образом:

1. Настольно-печатные игры – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др. Дидактические куклы (мальчик и девочка)«заплети кукле косы», «завяжи банты»; «помоги мальчику застегнуть рубашку», «завяжи шнурки» и т. д.

• Театрализованные игры – работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

«Театр на руке» - это кукольный театр, пальчиковый и театр «на пальчиках».

Все эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

2. Развивающие (имеющие несколько уровней сложности, многообразие в применении): мозаики (работа по образцу, пазлы, всевозможные шнуровки, застёжки, нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; игры с пуговицами, прищепками, спичками, лабиринты, «Сложи целое», «Обведи по трафарету», «Танграмм».

3. Игры на развитие пространственного воображения: игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления, творческое воображение.

В ходе индивидуальной работы мною используются следующие игровые приёмы:

обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);

сжимание пальцами комочков из бумаги;

перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений, геометрических фигур, букв, цифр, узоров;

создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей.

сматывание шерстяной пряжи в клубки;

завязывание и развязывание бантов, узлов;

застегивание пуговиц, молний, крючков;

конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);

графические упражнения - игры: "Дорожка", "По точкам", "Узоры крестиком" и др. ;

физические упражнения, основанные на хватательных движениях;

игры с конструкторами, требующие закручивать шурупы, гайки;

лепка из соленого теста, пластилина;

рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)

плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;

симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок;

конструирование из бумаги – оригами.

Осуществление комплексного подхода по реализации поставленных целей и задач приносит положительные результаты. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают силу и гибкость. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Публикации по теме:

Работа кружка «Волшебный пластилин»Работа кружка «Волшебный пластилин» Поделки кружка «Волшебный пластилин», руководитель Заречнева Татьяна Юрьевна МБДОУ д/с №10 «Золушка» г. Оха. Работа кружка направлена на.

Радужная ниточка-выставка детских работи (дети с ограниченными возможностями здоровья) Радужная ниточка-выставка детских работ (дети с ограниченными возможностями здоровья) Группа "Солнышко" Воспитатель Соболева Ирина Владимировна.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением оnопорно — двигательного аппарата»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 21:46
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...