Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора

Лариса Шекера
Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора

Вот уже на протяжении 25 лет работаю с детьми, используя русский народный фольклор во всех видах музыкальной деятельности и имею очень хорошие результаты, считаю, что использование этого бесценного материала должно стать приоритетным в дошкольном образовании.

Развитие музыкальных способностей детей является основной задачей музыкального воспитания.

Успешное решение этой задачи зависит прежде всего от удачно выбранного музыкального репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности. И в этом фольклор является идеальным материалом. Обилие гласных, простой ритмический рисунок

интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни, незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка,

обогащает речь типично народными выражениями, поэтическими оборотами.

Ребёнок органически включается в окружающую жизнь,учится наблюдать и понимать её, живёт в теснейшем контакте с природой. Именно в самом раннем возрасте необходимо заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребёнка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках,развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети,с развитым музыкальным мышлением и богатым внутренним миром. Ценность же всех музыкальных впечатлений дошкольного детства по мнеию А. В. Запорожца состоит в том, что они практически и психологически подготавливают малышей к самостоятельному творчеству.

Приобщение детей к народной культуре осуществляю через систему музыкальных занятий, кружковой работы, праздндники и развлечения.

Считаю, что ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса познания.

Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора начинаю с ясельной группы. Детям этого возраста наиболее понятен фольклорный материал. Маленькие дети воспринимают в песне прежде всего её словесное и наглядное содержание. Народные песни вызывают у детей огромный интерес,эмоциональную отзывчивость, побуждают детей подпевать, то есть способствуют развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлений.

Для развития у детей чувства ритма уже со второй младшей группы использую такой методический материал, как игры со словом,эти игры провожу как с музыкальным сопровождением, так и без него, под мелодизированный текст, который в определённой степени, как бы заменяет собой мелодичный напев. Для большинства игр использую наро

дные тексты. Навыки пения на занятиях прививаю по известному принципу - от простого к сложному. При подборе музыкального репертуара учитываю возрастные особенности детей, фактор индивидуальности воспитанников. Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьёвка) никогда предварительно не разучиваю

с детьми текст, всегда ввожу его в ходе игры неожиданно, такой приём доставляет детям большое удовольствие., ведущего никогда не назначаю, его выбираем считалкой.

По моим наблюдениям дети всем видам музыкальной деятельности предпочитают музицирование и поэтому использую музицирование не только на каждом занятии,но, и по возможности,во всех видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). На своих занятиях применяю такой методический приём,

приём как "озвучивание" стихотворений и рассказов, используя при этом шумовые инструменты, звуки тела (хлопки, шлепки, щелчки, дети с большим удовольствием включаются в этот творческий процесс.

В свое работе использую разнообразные виды занятий, на занятиях всегда присутствует элемент проблемной игры.

По рекомендации психолога использую такой приём, как проверка эмоционального состояния и настроения ребёнка, предлагая выкладывать на фланелеграфе предмет такого цвета, который соответствует настроению. Таким образом, ориентируясь на выбранные цвета "составляю картину" эмоционального состоянияи удовлетворённости, или неудовлетворённости занятием.

Работая с фольклорной тематикой в течении многих лет разработала перспективный план, для всех групп, учитывая возрастные особенности детей, организовала

детский кружок "Родничок"на занятиях которого более полно знакомлю дошкольников с музыкально-песенным творчеством русского народа,

с праздниками и обычаями старины. Дети слушают народные сказки, играют в народные игры, музицируют. Для того, чтобы показать дошкольникам

красоту многоголосного исполнения организовала фольклорную группу "Родные напевы", в которую вошли педагоги, имеющие хорошие вокальные

данные. Подготовленный песенный материал использую п проведении праздников и развлечений.

С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы с родителями: "Дни открытых дверей", консультирование,

анкетирование, привлечение родителей к участию в проектной деятельности. Опыт моей работы получил высокую оценку на региональной выставке, распространён среди дошкольных учреждений нашего города.

Мои воспитанники хорошо знают народные праздники и обряды. С большим удовольствием играют на шумовых инструментах, умеют использовать фольклорный

материал в быту самостоятельной игровой деятельности. Большой процент моих воспитанников обучается в дальнейшем в музыкальной школе, посещает детские хоровые и хореографические коллективы городских домов культуры. Мои воспитанники получают грамоты на краевых конкурсах и фестивалях.

Публикации по теме:

Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностейИспользование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей Вот уже на протяжении 25 лет работаю с детьми, используя русский народный фольклор во всех видах музыкальной деятельности и имею очень хорошие.

Развитие музыкальных способностей детей Развитие музыкальных способностей детейСпециалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора
Опубликовано: 14 сентября 2012 в 16:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Советы для родителей «Зарядка для пальчиков»
Многие психологи говорят, что развитие мышления и речи происходит, если заниматься развитием руки. Если пальчики ребенка будут подвижны, то и уровень речи...
Фотоотчет «Экскурсия дошколят в школу»
Экскурсия дошколят в МБОУ СОШ №5 17 ноября 2017 года воспитанники подготовительной группы детского сала №2 "Малышок" посетили школу №5, которая в следующем...
Мастер-класс по изготовлению газеты ко Дню матери «Цветы для мамы» с детьми младшей...
Доброго дня суток, уважаемые коллеги! Очень скоро наступит День Матери! И мне очень хочется поздравить всех МАМОЧЕК с этим праздником! Мои малыши с...
Конспект открытой игровой ситуации в первой младшей группе «Осени пришла пора, в лес...
Конспект открытой игровой ситуации в первой младшей группе «Осени пришла пора, в лес шагает детвора» Цель: Развитие образного мышления и воображения,...
«С заботой о здоровье». Рецепт десерта от матушки Осени к празднику «День матери»
Приближается праздник «День Матери». К нему готовятся и взрослые, и дети. В детских садах и школах для любимых мам проводятся праздники, организуются...