Приобщение детей к народному искусству. «Развитие навыков кистевой росписи у старших дошкольников»

Елена Ускова
Приобщение детей к народному искусству. «Развитие навыков кистевой росписи у старших дошкольников»

Сообщение из опыта работы по народно - декоративному творчеству.

Тема: «Развитие навыков кистевой росписи у старших дошкольников»

Актуальность

Вопрос приобщения детей к народному искусству постоянно привлекает к себе внимание педагогов и исследователей детского изобразительного творчества.

У ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных тонких движений руки. Которые необходимы для рисования и которые, можно назвать рисовательными движениями.

Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, т. к. это необходимо для осуществления любой деятельности.

В кистевой росписи развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Особенности кистевой росписи заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Глаз оценивает получающиеся изображения и направляет его.

Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно – двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически зрительно ребенок видит, как двигается рука, и ощущает это движение. В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование, как на один из путей обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей остановились смелее.

Кистевая роспись, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движения рукой, - ведь необходимые движения кисти возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти. В старшем возрасте я использую в работе более сложные упражнения для развития мелкой моторики, в том числе и кистевую роспись. Усовершенствование навыками кистевой росписи помогает детям развивать руку, подготавливает руку к дальнейшему обучению в школе. Особую роль при обучении письму играет развитие кисти руки – способности пальцев выполнять мелкие движения. Нужно чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения. Все это я и закрепляю у старших дошкольников, обучая их в детском саду кистевой росписи. Чем лучше ребенок научится пользоваться кистью, управлять ей, тем легче ему будет при обучении письму. Но не только в обучении письму помогает развитие тонкокоординированных движений. Известно, что мелкая моторика тесно связана с речевой функцией, а также отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом.

Таким образом, занятия по декоративному рисованию у старших дошкольников помогают им приобрести умение свободно владеть кистью, регулировать свои движения при рисовании. А также на занятиях изобразительной деятельностью формируются и закрепляются умения и навыки. Необходимые в учебной деятельности: умение слушать, запоминать, выполнять задание в определенной последовательности.

В своей работе развитие навыков кистевой росписи у старших дошкольников я поставила перед собой цель: Определить пути развития навыков и умений у детей в выполнении мотивов декоративных росписей.

Задачи:

1. Определить значение декоративного рисования в эстетическом воспитании дошкольников.

2. Последовательность формирования навыков кистевой росписи у старших дошкольников.

3. Рекомендации воспитателям для развития навыков кистевой росписи у старших дошкольников через упражнения.

Заключение.

I. Роль декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников

Основное значение декоративно – прикладного искусства заключается в том, что оно является средством эстетического воспитания. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с декоративным искусством подчеркивать его красоту. Использовать образное сравнение. Старших дошкольников в декоративном искусстве привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия детей.

Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам декоративно – прикладного искусства. Для эстетического воспитания детей для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность произведений прикладного искусства вызывают эстетическое переживание. Помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни, пробуждают в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, приобщают к миру прекрасного.

Таким образом, стремление детей к прекрасному через посредство вещей, общественная функция, которых состоит не только в их утилитарной сущности. Но и в равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту. Является духовным смыслом произведений народного искусства.

II. Последовательность формирования навыков кистевой росписи у старших дошкольников.

Занятия по формированию навыков кистевой росписи у старших дошкольников я провожу сериями, посвященными какому – нибудь одному виду народного искусства.

Каждая серия состоит из трех частей:

1. Беседа об одном из видов народного искусства, знакомство с некоторыми произведениями, после чего произведения народно – прикладного искусства оставляются как украшение для группы.

2. Занятия по стилевому образцу: первое – через 3 -5 дней после беседы, затем – второе и третье.

3. Занятие по замыслу. Перед которым устраивается выставка – просмотр знакомых образцов и изделий, а также удачных детских рисунков.

Например, при знакомстве детей с хохломской росписью, используют расписанную посуду. При рассматривании различных вещей необходимо подчеркнуть, что роспись на них сходна по цвету – черная, красная, золотистая.

Затем провожу занятия по образцу – рисование узоров на полоске, расписывание готовых форм, вырезанных из бумаги: тарелки, ложки и т. д. перед рисованием по замыслу хорошо еще раз рассмотреть с детьми хохломскую роспись на вещах и рисунках и подчеркнуть характерные особенности ее: легкость, плавность, текучесть узора.

По такому же принципу знакомлю детей с городецкой, жостовской росписью.

При обучении декоративному рисованию я использовала местный материал народно – прикладного искусства. Например: у нас можно детей знакомить с обвинской росписью.

Через понимание местного, близкого, национального и декоративно – прикладного искусства дети смогут оценить богатство красок и форм других видов декоративного искусства.

Таким образом, последовательность формирования навыков кистевой росписи у старших дошкольников влияет на развитие воображения, устойчивого замысла, на формирование техники владения изобразительным материалом.

III. Рекомендации воспитателям для развития навыков кистевой росписи у старших дошкольников через упражнения.

После восприятия детьми подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, композиции, узора, цвета. Эффективны в обучении детей фланелеграфы, на которые можно выкладывать узоры из форм – элементов той или иной росписи. Изготовила самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм – частей тех или иных элементов. На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные элементы и композиции.

Также для лучшего осваивания композиции, элементов узора, я рекомендую упражнения, для закрепления навыков кистевой росписи. Например, по хохломской росписи: «Нарисуй такие же», «Чего не хватает, «Составь узор – кустик из травки».

Подобные упражнения можно использовать ив городецкой росписи и в других.

Эти упражнения позволяют ребенку сосредоточить внимание на построении пространственно – цветовой композиции рисунка, добавляется легкость движения и подвижности руки, главным образом кисти.

Также можно использовать упражнения – импровизации: «Составь декоративный узор из бабочек» и т. д. эти упражнения можно использовать во всех росписях.

Таким образом, для развития навыков кистевой росписи можно использовать различные формы, упражнения для закрепления знаний композиции, элементов узора, для развития тонкокоординированных движений руки, фантазии, воображения.

Заключение

Показывая дошкольникам произведения народных мастеров. Желательно напомнить об их живой связи с традициями народного творчества. К этой работе можно привлечь и родителей. Важно чтобы дети ощутили красоту этих вещей, а где как не в музее это можно ощутить. Рекомендую родителям чаще водить детей на выставки народно – прикладного искусства. Показывать дома детям предметы старины, знакомить с историей их возникновения.

Еще Ушинский К. Д. говорил, что эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный, доступный мостик от души народа к душе ребенка. Главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Публикации по теме:

Мини-музей «Дивная роспись»Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Приобщение детей к народному искусству. «Развитие навыков кистевой росписи у старших дошкольников»
Опубликовано: 22 января 2014 в 19:57
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...