МААМ-картинки

Консультация «Развитие одарённых детей в детском саду»

Земфира Мамедова
Консультация «Развитие одарённых детей в детском саду»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№65 города Тюмени

Научная статья

«Развитие одарённых детей в детском саду»

Материал подготовила:

Мамедова З. З.

г. Тюмень 2022

Развитие одарённых детей в детском саду.

Врожденные дарования подобны

диким растениям и нуждаются в

Публикация «Консультация „Развитие одарённых детей в детском саду“» размещена в разделах

выращивании с помощью

ученых занятий.

Ф. Бэкон

Данная статья познакомит Вас с особенностями развития одарённых и талантливых дошкольников; с методами работы; великими учёными, которые занимались изучением и выявлением уникальных ребят.

Детская одаренность – является очень интересным и необыкновенным явлением природы человечества.

«Одарённые дети» - это дети, которые быстро опережают своих ровесников в развитии, именно они смогут обеспечить значительное развитие нашего общества. Доказано, что в каждом ребёнке от рождения имеется невероятный потенциал, который при правильных и благоприятных условиях продуктивно развивается и даёт возможность малышу достигать больших высот в своём развитии. Тем не менее, возможности и способности дошкольников, как показывает практика, осуществляются не в должной мере.

Если говорить о дошкольниках в целом, то примерно пятая часть детей может относиться к одарённым детям. Но такие дети лишены необходимой помощи для развития их талантов, и в итоге всего 2-5% детского поколения на самом деле проявляют себя как одарённые. К примеру, если взять 5 одарённых детей, то обнаруживается только один. Во всяком случае, это не означает, что одаренность такого ребенка будет прогрессировать и формироваться с течением времени.

Это связано с тем, что у педагогов дошкольного образования отсутствуют необходимые знания о методах и способах выявления одаренности на ступени дошкольного детства. Поэтому, если смотреть в реальном контексте, то дошкольным учреждениям необходимо выстроить методически - правильную и целенаправленную работу всего педагогического коллектива по выявлению, сопровождению и развитию одаренных дошкольников. Главной приоритетной задачей современного дошкольного образования является – создание условий, которые будут способствовать развитию одарённости детей в дошкольном возрасте, а также развитию их дополнительных возможностей. И именно в эту работу должны присоединиться родители, социальные учреждения.

Масару Ибука – японский исследователь, организатор и руководитель действующей Ассоциации раннего развития, которая известна своими уникальными методиками. Он считал, что начинать развивать творчество детей следует с младенчества. Если, например, дать малышу карандаши и большой необычный лист бумаги, то ребёнок начинает мыслить и воображать необычным и своеобразным способом. Ибук считал: «Стандартная бумага для рисования – ребёнок рисует обычно, нестандартная бумага – ребёнок рисует необычным образом, при этом формируется «оригинальное мышление». По мнению Ибука ребенок, начиная уже с 8 месяцев, может удержать карандаш и, следовательно, проявлять свои фантазии. Также он считал, что не нужно покупать игрушки в магазине, а надо изобретать вместе со своим ребенком, развивая его фантазию, воображение и мелкую моторику. Взрослому дать ребёнку активно действовать столько, сколько ему захочется, так как для ребенка важен не результат, а процесс самой деятельности.

Родители хотят, чтобы их ребёнок как можно быстрее научился читать и писать в раннем возрасте. М. Ибука выступает против этого. Он считает, что намного важнее совершенствовать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Ни в коем случае не заставлять детей читать книги, а просто с младенчества окружить ими в вашем доме.

Семья - на этапе дошкольного возраста играет важную роль в становлении творческой личности. Именно в семье определяется отношение к одарённости, обладанию талантом ребенка, что пробуждает в дальнейшем формирование его самооценки возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Вообще, родители по-разному относятся к своим одаренным детям. Их можно разделить на два типа. Первые считают, что не стоит обращать внимание на фантазирование ребенка, его любопытство, стремление к постижению чего-то нового. В этом они видят в основном особенности возраста, а не обнаружение индивидуальности ребенка, необходимость в творческом самовыражении. Такие родители, когда узнают высокие возможности своего ребенка, испытывают недоумение и нерешительность.

Второй тип родителей, наоборот, склонны преувеличивать творческие и интеллектуальные способности ребенка, а значит, удовлетворяют свою родительскую гордость, постоянно акцентируя, что их ребенок «талант». Законные представители детей при любом возможном случае стремятся показать окружающим людям «необыкновенные способности» сына или дочери, а доказательством одаренности становятся : выученные стихи и песни в большом количестве; усилие ребенка к подражанию высказываниям взрослых, рассчитанные на внешний эффект, и т. п. Также родители обеспокоены созданием лучших условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому стараются, записать его в различные студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа и статуса, чем своими интересами и стремлениями ребенка. Иногда, чересчур обучающая деятельность, тем более, если нужно выполнить большое количество заданий продуктивного типа, очень негативно сказывается на способностях одаренного ребенка.

Основная масса родителей по интуиции угадывают одарённость своего ребёнка и стараются, чтобы его дитя раскрылось, но в жизни сталкиваются с трудностями. Эта трудность заключается в выборе между желаниями, т. е. требованиями родителя и интересами самого ребенка.

Одаренные дети, как правило, развиваются с опережением своих сверстников. Поэтому специалисты отмечают, что если ребенок развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому так важно, чтобы его развитие педагогически правильно оценивалось на каждом уровне. Зачастую законные представители одарённых детей лишают обычного развития, тем самым вытесняя из жизни ребёнка обычных свободных игр. А ведь игра – это главная ведущая деятельность в дошкольном возрасте. И родители стараются эту «игру» заменять занятиями музыкой, танцами, спортом. Начинают ребёнка водить на дополнительные занятия по обучению школьным навыкам с 3-4 лет. Поэтому, детство сокращается, при этом у таких детей не всегда созревают разнообразные способности и таланты ребенка.

Выдающийся отечественный психолог А. В. Запорожец выступал против

ускоренного физиологического развития детей. Он наоборот, продвинул идею расширения и углубления тех сторон развития, которые именно в дошкольном возрасте приемлемы. Запорожец считал, что если в детские годы не заложить основы непосредственного восприятия окружающего и наглядно-образного мышления, то и последующее развитие может быть особенно отвлеченным, оторванным от конкретной действительности.

Обычные виды деятельности детей – любая игра, рисование, лепка, конструирование, аппликация и др. – не только должны быть, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника. На таких занятиях, не следует ожидать от ребёнка невероятных результатов, т. к. у таких детей слабо развиты : мелкая моторика и моторная координация. Например, при выполнении задания на закрашивание внутри контура, выполнении аппликаций, пальчиковых игр, физических упражнений и т. п. у ребёнка могут возникнуть трудности, поэтому педагоги должны чутко относиться к неудачам ребенка и помогать их преодолевать.

Одаренный ребенок, сам этого не замечая очень чувствительно относится к мнениям и оценкам окружающих. Он хочет быть лучше других детей, тем самым предъявляет высокие требования к себе и другим (у него должно получиться ещё лучше). Зачастую, одарённого ребёнка нужно защитить от самого себя, потому что его высокая требовательность может влиять не него самого разрушительно.

Американский психолог М. Карне выделяет следующие качества, какими должен обладать педагог для работы с одарёнными детьми :

• Знание теории воспитания и развития работы с такими детьми;

• обладать практическим опытом;

• педагог должен дать ребёнку установку позитивного отношения к самому себе;

• целенаправленность и настойчивость;

• чётко знать цели и задачи;

• обладать эмоциональной стабильностью;

• творческим потенциалом.

В начале и середине XX века такие исследователи как, Ю. К. Кулюткин, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, В. И. Панова, А. В. Хуторский и др. занимались изучением трудностей организации педагогического процесса, которые развивают одарённость. Они считали, что должны быть условия для того, чтобы помогать воздействовать на гениальных детей через определенные комплексы психолого-педагогических условий:

• педагоги должны быть специально подготовлены по работе с такими детьми;

• также в ДОУ, должна быть богатая ПП среда, которая будет подталкивать ребёнка на различные виды деятельности (среду нужно менять в зависимости от времени года, каких-либо смен тем недели и т. д.);

• в группе нужно создать атмосферу доброго и заботливого отношения к ребенку, обязательно поощрять (к одарённым детям нужно найти индивидуализированный подход, т. к. педагоги должны понимать, что одарённость - «Дело штучное»);

• наличие образовательной системы.

Среда, в которой одарённые дети могли бы показывать высокие результаты, должна обладать следующими характеристиками:

• многовариативность, т. е. в среде должен находиться богатый потенциал, где ребёнок не принимает обычные ориентиры, а ищет пути решения своих собственных;

• обогащение среды (внедрение в пространственную среду информационных материалов, и возможность ребёнка их использовать);

• оживление предметно-пространственной среды (среда должна быть функциональной и трансформируемой, т. е. способна быстрым образом изменяться);

• гибкость в применении необходимых материалов, средств и времени (т. е. ребёнок сам ставить задачу, выбирает время, последовательно выполняя способы ее решения, а не руководствуется обычными указаниями;

• совмещение индивидуально-игрового подхода и познавательных занятий с ее коллективными средствами (одаренный ребенок должен обучаться не только в индивидуальной форме, но и также коллективному опыту).

На основе вышеизложенных психолого-педагогических условий, а также особенностей развивающей среды можно допустить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) необходимо вовлекать таких детей в свободные игры с товарищами;

2) дети не должны действовать в строгих и жёстких рамках, а должны моделировать обстоятельства незавершённости и открытости своей деятельности и мышления;

3)вовлечение одарённых ребят в специальные детские виды деятельности : игры с предметами, нетрадиционное рисование, аппликация, сложное конструирование, лепка и др.);

4) разрешать и поощрять ребёнка, при высказывании вопросов и ответов;

5) ставить перед детьми провокационные вопросы, обсуждать проблемные ситуации, искать пути решения проблем и не принимать готовые стереотипы;

6) привлекать внимание ребёнка к совместной деятельности с родителями, осуществлять и показывать детям креативность взрослых;

7) оснащение предметно-информационной развивающей среды – доступность детьми разнообразных предметов в среде, наличие использования современного ИКТ- оборудования;

8) стимулировать свободу и самостоятельность дошкольников, формировать ответственность за себя и свое поведение;

9) учить аргументировано, оценивать свои действия;

10) создать атмосферу взаимного понимания.

Выполняя, все вышеперечисленные рекомендации нужно целенаправленно поддерживать одаренного ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Системная работа по организации с одарё нными детьми в дошкольном учреждении должна создаваться следующим образом:

1. Для начала выявить одарённых и талантливых детей : необходимо проанализировать успехи и достижения ребенка (использование методик, по которым нужно сделать вывод об одарённости ребёнка);

2. Сопровождение психологов и педагогов одарённых дошкольников, включает в себя:

- составление и реализацию индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка;

- доступность развивающей среды, обеспечивающий комфорт;

- консультирование законных представителей на тему одарённости;

- помощь и сотрудничество педагогов по систематической работе с талантливыми детьми.

3. Обязательное оказание помощи одарённым дошкольникам : нестандартно-индивидуальные упражнения, работа в детских лабораторных центрах, участие в различных проектах, в общеинтеллектуальных играх, разных конкурсах, круглых столах, практико-научных конференциях. Посещение детей в системы доп. образования.

4. Систематическое контролирование уровня развития познавательных способностей деятельности одарённых детей : обязательное отслеживание в системе мониторинга результатов в образовательной области «Познавательное развитие».

5. Награждение и поощрение одарённых детей грамотами и ценными дипломами за участие или призовые места в различных городских или международных конкурсах.

6. Тесная связь, а также работа с родителями и законными представителями одарённых детей : беседы, круглые столы, семинары, индивидуальное консультирование узких специалистов детского сада, родительские клубы, совместные проекты родителей с детьми…

7. Методическая деятельность с педагогическим коллективом: проектная деятельность, открытые показы ОД, специальные семинары-практикумы, обучающие городские и международные онлайн - семинары по работе с одарёнными детьми, консультации, подбор и презентация специальной литературы.

8. Преемственность детского сада с другими социальными структурами для создания благотворных условий развития одарённости (школа, детская библиотека, различные школы искусств, различные акции: конкурсы, проекты, соревнования; посещение одарённых детей кружков и секций дополнительного образования.

Таким образом, главной задачей дошкольного образовательного учреждения в процессе воспитания и обучения детей педагогам не игнорировать качества одарённости, а наоборот стараться развивать и подталкивать ребёнка на талант и гениальность, при этом учитывая его индивидуальные особенности. В детском саду нужно создавать такие условия, чтобы педагог увидел и постарался распознать одарённость своих воспитанников, при этом понимать и уважать его личность. Дети рождаются быть успешными и не все взрослые это понимают. Особенно, в чём нуждаются одарённые дети – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

2. Гилъбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

3. Одаренные дети / Пер. с англ. Д. А. Линника, А. Г. Мкервали; Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.

4. Журнал «Одарённый ребенок» :№ 3, 2002.

5. Статья В. М. Слуцкого «Одаренные дети», сайт www.friendship.com.ru.

6. Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.

7. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду».Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». МБДОУ Детский сад "СКАЗКА" Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение»Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение» Консультация для родителей "Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение" Сорокина Анжела Валерьевна.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Оформление мини-огорода на подоконнике в младшей группе. Развитие экологической среды в детском садуОформление мини-огорода на подоконнике в младшей группе. Развитие экологической среды в детском саду Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие техносреды в детском садуРазвитие техносреды в детском саду Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых (в том числе.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Театр теней в детском саду «Развитие». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». ВидеоТеатр теней в детском саду «Развитие». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Видео Однажды, на нашем "волшебном" белом полотне появились загадочные тени. Зазвучала музыка. И перед притихшими ребятишками появились герои.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие одарённых детей в детском саду»
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 06:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД