МААМ-картинки

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики

Евгения Аникаева
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.

Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка - дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.

Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики» размещена в разделах

Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственной ориентировке.

С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты при передвижении и при поиске упавшего предмета, научить обследовать помещения и др.

Теоретические основы овладения ориентировкой в пространстве заложены в исследованиях отечественных тифлопедагогов (В. А. Кручинин,, В. И. Никитин, Т. Н. Никольская, Е. Б. Островская, Л. А. Семенов, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Н. Г. Хопренинова, Ф. Н. Шемякин и др.). Большая часть исследований посвящена изучению хода развития и формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Для дошкольников с амблиопией и косоглазием характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь, это вызывает трудности пространственной ориентировки. Недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушением зрения во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Цель исследования: На основе выявленных особенностей развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения составить и реализовать коррекционно- развивающую программу с использованием средств коррекционной ритмики.

Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

Процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно, если будет проведена работа по следующим направлениям:

-уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов,включающая подробный анализ объектов, предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений, вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

-развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

- уточнение и развитие представлений о схеме своего тела.

- развитие слухового восприятия

В соответствии с темой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого – педагогическуюи специальную литературу по проблеме развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения

2. Определить критерии и подобрать методики исследования уровня развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

3. Адаптировать диагностический инструментарий и осуществить исследование уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения

4. Осуществить качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики) и дать оценку эффективности коррекционно – развивающей работы.

Методы исследования:

1 теоретический анализ психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме исследования,

2 Психолого- педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)

3Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики)

Исследование проводилось на базе МДОУ № 125 – детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения г. Тулы. В исследовании принимали участие дети с общим диагнозом косоглазие и амблиопия.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева,.

Использование игр с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психологической, в педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зренияИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом.

Конспект для проведения индивидуальной коррекционной работы для ребенка с нарушением зрения «Лебеди» Цель: 1. вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней; 2. закреплять умение детей работать пластилином.

Конспект для проведения индивидуальной коррекционной работы для ребенка с нарушением зрения «Цветные головоломки» Программные задачи: 1. Развитие зрительного восприятия (цвет) 2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету) 3. Развитие речи 4.

Конспект занятия по коррекционной ритмике (подготовительная группа с нарушением зрения) Цель: преодоление трудностей зрительно-пространственной ориентировки посредством коррекционной ритмики. Задачи: Образов. : -совершенствовать.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

Коррекционное занятие в старшей группе для детей с нарушением зрения по ориентировке в пространстве на тему «Транспорт» Тема: ТРАНСПОРТ Задачи: 1. Учить пользоваться условными мерками при оценке удаленности объекта. 2. Формировать нестереоскопические способы.

Развитие ИЗО-творчества средствами цвета у младших дошкольников с нарушением зрения Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 08:56
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД