Лучший педагог года

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности (7 фото)

Татьяна Абдулганеева
Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности

подготовил воспитатель первой квалификационной категории

Абдулганеева Татьяна Владимировна.

Работая с детьми продолжительное время, я обратила внимание на то, что у них недостаточно высока познавательная активность, детишки не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания.

Публикация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Учитывая данную ситуацию, я сделала вывод, что традиционные и стандартные методы и формы работы не могут решить данной проблемы и надо менять подходы. По моему мнению, именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.

Для обеспечения системы работы по данному направлению я разработала проект «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

5. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Проект долговременный и рассчитан на 4 года. В нем участвуют педагоги, дети и их родители.

Свою работу по данному проекту я начала с изучения методической литературы. В пособии «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Программа «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Автор: Николаевич Николай Поддьяков В., В. Щетинина П., Н. Рахманова Витальевна, Ольга Дыбина. Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

В пособии «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» представлены тематическое планирование и конспекты занятий по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет в соответствии с программой "Детство". Наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, исследования и эксперименты с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации позволят активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них эмоционально-ценностное отношение к природе.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребё нок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Фото №1 подготовил воспитатель первой квалификационной категории Абдулганеева Татьяна Владимировна

В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Это различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания и многое другое.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Фото №2 Развитие ребенка

Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Фото №3 Материалы для педагогов развитии речи логическом мышлении развитии памяти и внимания

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой и живой природы. Любой опыт начинаем с постановки проблемы, которые стимулируют творческое мышление, пробуждают потребность ребенка в решении проблем. Например, ставим проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Также по теме: "Волшебница Вода" проводим опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

Так же мною создана картотека «Опыты и эксперименты», которые я использую в работе с детьми.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять- шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда можно постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Фото №4 Конспекты занятий НОД Развитие ребенка

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяя компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Я создаю свои компьютерные игры, которые использую при организации непрерывной образовательной деятельности или в индивидуальной работе.

При организации непрерывной образовательной деятельности использую элементы ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями веществ я использую прием «маленькие человечки» для обозначения их жидкого, твердого и газообразного состояния.

При проведении НОД используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Фото №5 Обладает начальными знаниями о себе о природном и социальном мире в котором он живет обладает элементарными представлениями из области живой природы

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В своей работе использую как традиционные формы работы с родителями (беседы, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации и т. д., так и нетрадиционные (мастер – классы, презентации, проведение акций и др.). В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически. И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что — то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Фото №6 Учитывая данную ситуацию я сделала вывод что традиционные и стандартные методы и формы работы не могут решить данной проблемы и надо менять подходы
Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности Опыт работы по теме: «Развитие познавательного интереса у детей 4-7 лет, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством бумажного творчества (техника «Айрис фолдинг») государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школы пос. Просвет структурное подразделение.

Опыт работы «Развитие у детей устойчивого интереса к познавательной деятельности посредством экспериментирования» Актуальность опыта работы. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Развитие интереса к творческим проявлениям детей в игре посредством организации развивающей предметно-пространственной среды В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Получения такого опыта расширяются.

Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд. Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны. 2 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме:.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностиРазвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. «Люди, научившиеся.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через опытно-эксперементальную деятельность. Самое лучшее открытие –это то, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности
Опубликовано: 23 сентября 2016 в 11:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД