«Развитие познавательной деятельности посредством квест-игры, или Тайны старого чемодана». Материал из опыта работы

Юлия Ласко
«Развитие познавательной деятельности посредством квест-игры, или Тайны старого чемодана». Материал из опыта работы

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых является технология квест игры. Интересные квест игры для детей – это не только море удовольствия, но еще средство воспитания, закрепления имеющихся знаний и навыков. При разработке квестов используются всевозможные развивающие и дидактические игры, направленные на совершенствование определенных способностей и навыков. Вне зависимости от того, какую тему для квеста я выбираю, планирую задания доступными для детей соответствующего возраста. Детям можно помогать, но не стоит подсказывать им решения всех загадок. Самостоятельная победа отлично повышает самооценку детей и способствует развитию их креативных способностей.

В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс квест–технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО (4 п. 6.)

Педагогический проект

по математическому развитию дошкольников

«Познаем, исследуем, творим»

Название проекта: «Ключ в страну знаний»

Номинация проекта: «Дошкольный возраст»

Участники: дети, воспитатель, родители

Возрастная категория: 6- 7 лет

Продолжительность: краткосрочный (1-2 недели)

Пояснительная записка

Актуальность проекта. Проблема формирования и развития математических способностей одна из важных проблем в дошкольной педагогике.

Математическое развитие дошкольников, по мнению А. А. Столяра, – это «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений».

С точки зрения Е. И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций».

В последние годы технология «Квест-игра» вызывает интерес среди воспитателей ДОУ. Квест-проект объединяет в себе идеи проектного метода и игровых технологий. Под квестом (от англ. quest — путешествие) понимают игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно пройти «квест», прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста.

Я применяю данную технологию для решения задач познавательного (математического, социально-коммуникативного развития детей.

Задания по маршрутам, картам, схемам помогают детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания, стимулировать развитие мыслительных способностей. Задания доступны дошкольникам с любым уровнем подготовки.

Актуальность данного проекта и данной технологии в том что, дети самостоятельно принимают решения, обсуждая друг с другом различные вопросы, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством квест-игры поддерживать у детей интерес к интеллектуальной, познавательной, деятельности, желание достичь цели, умение принимать решения, проявляя смекалку, настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Задачи:

Развивать у детей умение ориентироваться на местности (в здании детского сада) по карте – схеме, определять направление маршрута;

Совершенствовать навыки арифметических действий при решении математических задач, знания о геометрических фигурах;

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание, логическое мышление детей;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в затруднительной ситуации.

Этапы проекта

I этап:

Чтение детской литературы из серии: «Искатели кладов», «Искатели приключений»;

Рассматривание иллюстраций;

Просмотр видео сюжетов;

Экскурсия в школу.

II этап:

Обновление предметно-пространственной развивающей среды по познавательному (математическому, экспериментально-исследовательскому) развитию детей;

Создание картотеки дидактических, экспериментальных игр, по познавательному развитию детей 6-7 лет;

Разработка конспектов и проведение НОД с использованием математических квест- игр;

Подбор и изготовление наглядных пособий «Запомни цифру», «Поезд геометрических фигур», «Разноцветная неделя» и др.

Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру по формированию элементарных математических представлений;

III этап:

Проведение развлечений: «Царица всех наук - математика».

Оформление фото – выставки «Интересная математика в детском саду».

Презентация по теме: «Познаем, исследуем, творим»

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Математика в Вашей семье»

Консультации: «1000 вопросов почему», «Изучаем математику дома»

Индивидуальные беседы;

Помощь в изготовлении дидактических пособий;

Ожидаемые результаты:

Интересные, необычные занятия по математике в виде квест-игры помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений, дети научатся думать, рассуждать, решать, делать выводы, объективно оценивать свои результаты, выполнять умственные операции.

Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством игры.

Методы и приемы

взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

Наглядные Использование пособий для достижения цели

Практические Игровые действия, внезапное появление объектов, элементы соревнования, создание игровой ситуации, моделирование.

Полученные результаты:

Дети ориентируется в окружающем пространстве, в здании детского сада и определяет направление движения (направо, налево, вперед, вверх, вниз);

Умеют договариваться с взрослыми, сверстниками по поводу дальнейших действий, правильно задают вопросы, проявляют инициативу, умеют логически мыслить решая математические задачи.

Список литературы:

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

07г.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера (раздаточный материал)

Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пообие – СПб.: Корвет, 2011

Приложение 1

Квест-игра «Ключ в страну знаний»

I этап: формирование у детей внутренней мотивации

(Утром до прихода детей в группе выставляю чемоданк, дети предлагают открыть и посмотреть содержимое, но перед этим высказывают свои предположения, что может там хранится.

Д. - сокровища, старые предметы, одежда, продукты и т. д.

На чемодане к ручке привязана записка, чтоб открыть его необходимо пройти все испытания)

II этап: планирование с детьми их деятельности

(Осуждаем, чертим на карте очередность выполнения заданий)

1. Остановка по карте в группе: задание «Архитекторы» построить город. Оборудование: строительный материал разного размера, цвета (в процессе перехода из группы в музыкальный зал по лестнице закрепили счет, ориентировку направо, прямо, налево)

2. Остановка по карте в музыкальном зале: задание «Решаем задачи» Оборудование: ноутбук, экран, презентация: «Задачки для дошкольников»

3. Остановка по карте в спортивном зале: задание «Что больше» измерить длину, ширину спортивного и тренажерного залов. Оборудование: две рулетки, маркеры.

4. Остановка по карте в кабинете «Эксперименты». Задание: любые эксперименты, например: сколько столовых, чайных ложек сахара входит в 100 граммовый стакан и т. д.

5. Головоломка - работа со счетными палочками, пазлами, блоками Дьенеша и т. д.

(Пройдя все испытания, дети находят ключ и открывают чемодан. В нем находятся книги по познавательному (математическому) развитию: «Раскрась цифры», «Сравни предметы», «Узоры по клеточкам» и т. д.)

III этап: реализация детского замысла

На протяжении всех испытаний, поощряю, поддерживаю, советуюсь с детьми.

IV этап: рефлексия

«Развитие познавательной деятельности посредством квест-игры, или Тайны старого чемодана». Материал из опыта работы
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

«Развитие ребенка посредством использования центра занимательной математики» (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ - САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Дидактический материал из опыта работы «Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Развитие познавательной деятельности посредством квест-игры, или Тайны старого чемодана». Материал из опыта работы
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 14:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Повышаем иммунитет ребёнка»
Почему дети болеют чаще взрослых? Что бывает в том случае, если родители создают для своего ребёнка «стерильные» условия жизни? Как на самом деле выглядят...
Коллективная работа «новогодняя елка» 2 младшая группа «Непоседа»
Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными...
Картотека художественной литературы в старшей группе. По программе «От рождения до...
О. О. Содержание Автор, название Цель Нравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о...
Традиционные осенние праздники
9 и 10 ноября в нашем детском саду прошли традиционные осенние праздники. Взрослые и дети с большим интересом и энтузиазмом придумывали сюжеты и...
ООД по экологии в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес»
Конспект ООД по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в осенний лес». Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени,...