«Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой»

Нина Горбатенко
«Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой»

" Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через

игры с песком и водой"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме определяется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственно-временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова:» Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов.»Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов.

Между двумя видами: игрой и познавательной деятельностью нет противоречий. Игра-вид деятельности, мотив которой заключается в результатах, а через познавательную деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели, добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и познавательную деятельность не стоит, они дополняют друг друга.

Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Цель моей работы - развитие познавательной деятельности через игры с песком и водой.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Углублять представления о живой и не живой природе.

Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

Формировать представления о свойствах и качествах воды и песка.

Основным методом у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность, заключается, во-первых, в характере решаемых задач они известны только детям. Во- вторых в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В- третьих в такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и т. д.) Опыты я использовала для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт-наблюдение, проводится в специально организованных условиях.

В нашей группе есть центр «Вода-песок» - это помогает в одной из важных задач в развитии детей от 1,6-3лет. Организуя, игры с песком и водой я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяю познавательный интерес ребенка, при этом развивается мелкая моторика рук. Дети очень любят такие игры.

Тема:»Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану предметной деятельности и в режимных моментах. Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим» Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование»Цветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим»Катенька чумазая»).

С помощью дидактических игр» Водичка, водичка»,»Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.

Тема:»Песок»

Проводим различные опыты с песком на занятии по ознакомлению с окружающим «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение»» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Чьи следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня, в этих играх: воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.

Одной из любимых игр детей - является игра с песком и водой, руководя

которой я решаю важные задачи сенсорного воспитания и учу детей создавать условия для овладения способами познания чувств.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, я отметила, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок,центр:»Вода-песок»,лопатки,формочки,лейки,сито,разносы,контейнеры,мелкие игрушки.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Интенсивное развитие детских игр с песком и водой во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей,

сенсорного воспитания.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство» заземлять» отрицательную

энергию.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста. Анкета для работников ДОУ (ПО МЕТОДИКЕ Д. И. ВОРОБЬЕВОЙ) Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего.

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков у детей Формирование и развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством их включения в проектную деятельность.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой»
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 11:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...