Папки-передвижки

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности

Надежда Бородулина
Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы» Консультация на тему: "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Подготовила Воспитатель Бородулина Н. К. Декабрь 2014

Публикация «Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности» размещена в разделах

Развитие познавательных процессов – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько будут развиты у ребенка память, мышление, воображение, внимание, восприятие, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое всегда будет стремиться узнавать еще больше - что, конечно положительным образом скажется на его умственное развитие. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями: во внимании – умением управлять и контролировать внутренние и внешние планы действий, в памяти – соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического способов решения практических задач. Педагоги Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Познавательная активность ребенка рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности и порождает ее. Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. Развитие психики при этом рассматривается не только как повышение качества отдельных процессов и соотношений между ними, но и как реализация внутренних и внешних структур, определяющих характеристики познавательной активности ребенка. Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется, как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют : внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

Рассмотрим особенности развития познавательных процессов детей среднего дошкольного возраста. В возрасте 3-5 лет ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности». У ребенка 4-5 лет происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). Одновременно с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия является освоение детьми 3-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.). Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при пере-ходе раннего к дошкольному возрасту. В этом возрасте зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания у ребенка зависит от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Средний дошкольный возраст ребенка – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Развитие мышления происходит параллельно с развитием речи ребенка. Начинает развиваться образное мышление. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдения за другими людьми. У детей 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное. Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание. К 5 годам внимание носит произвольный характер. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Творческая ролевая игра становится, «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психические особенности. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображение на бумагу. Вырезать ножницами. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу и планирование последовательности деятельности. Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развитие моторики рук проводится путём стимуляции игровой деятельности ребёнка. Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. Средний дошкольный возраст - это возраст почемучек, в который ребенок стремиться узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее. Средний возраст-начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

Всестороннее познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста происходит в процессе занятий художественно-творческой деятельностью. Большое значение для художественно-творческого развития дошкольников имеет «интерес». Составными элементами интереса Л. А. Блащук считает: эмоциональные проявления; проявления, характеризующие познавательную и творческую активность; волевые усилия для получения результата деятельности. Существует три основных компонента художественно-творческой деятельности детей-дошкольников, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество. При разумном сочетании этих компонентов происходит художественно — творческое развитие ребёнка. Большое значение на развитие познавательных процессов имеет изобразительная деятельность, особенно рисование нетрадиционным способом. Такие занятия направлены на развитие пространственного мышления, снятия детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Каждая из этих техник – это маленькая игра. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные способности. Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети создают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста. В специально подобранных играх (на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования) ребенку предоставляются возможности не только развить свои способности, но и научиться взаимодействовать с другими детьми и соблюдать существующие правила, управлять своим поведением. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх развивается зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники изодеятельности Время движется вперед, мир меняется, общество развивается, меняются люди, взгляды, понятия. Современное общество очень сильно отличается.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель исследования: Содействовать лучшему.

Развитие творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности Актуальность опыта развития творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных.

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной «Компьютерный вирус» Цель: Учить детей придумывать сказку по опорным схемам. Формировать умение соблюдать логическую последовательность сказки. Учить образовывать.

Мастер класс тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной» Цель: Развивать связную речь дошкольников через систему игровых упражнений и заданий по развитию коммуникативных способностей, нетрадиционные.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.

Реализация педагогических условий по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста . Главная задача педагога помочь детям в формировании повышения уровня развития познавательных процессов. Создать более комфортные, психологически.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие человеческого общества. «Ни искусство, ни мудрость, – утверждал Демокрит,.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности
Опубликовано: 5 октября 2015 в 18:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД