Лучший педагог года

Развитие познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно– пространственной среды

Эльмира Силаева
Развитие познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно– пространственной среды

Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное. Чтобы жить в богатом и разнообразном мире, ребёнку необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях. Мы хотим, чтобы наши дети умели ориентироваться в окружающей обстановке, явлениях окружающей действительности, были любознательными, активными, самостоятельными. В создавшихся условиях проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе. Во многом решение данной проблемы зависит от того насколько благоприятные условия мы, взрослые, создадим для развития детей.

Публикация «Развитие познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно– пространственной среды» размещена в разделах

В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Все эти требования направлены, прежде всего, на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.

Вспомним высказывания знаменитых психологов, педагогов и философов.

В. А. Сухомлинский говорил: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

А. В. Петровский говорил: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника, поскольку познавательная активность, это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира».

По определению В. А. Ясвина «Развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог – владеющий необходимыми личностными качествами: творческим потенциалом, с арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать, способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Формирование предметно - развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста. Смело могу сказать, что решающую роль в построении предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную активность удошкольников, принадлежит нам педагогам. От используемых нами методов, технологий в организации познавательной активности и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Мы должны создать в группе условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Задача педагога - создать развивающую предметно – пространственную среду, которая обеспечит: поддержку и учет интересов детей, возможность проявить себя, развитее познавательных способностей, выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Хочу остановиться на создании развивающих центров в предметно – пространственной среде нашей группы, способствующей развитию познавательных способностей детей.

В начале учебного года я проводила мониторинг педагогического процесса, и в образовательной области Познавательное развитие были следующие показатели:

Высокий уровень развития – 43%

Средний уровень развития – 56%

Низкий уровень развития – 2%

Проведенная в том же 2021 году диагностика по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» показала, что 73 % детей выбирают изобразительную деятельность, конструирование, а экспериментирование не пользуется у детей популярностью. Так же наблюдения за детьми показали, что дети достаточно активны, но в то же время активность часто носит спонтанный характер, возникла необходимость перевода непосредственной активности в целенаправленную познавательную деятельность. И возникла проблема: недостаточное использование возможностей развивающей среды как эффективного средства формирования познавательной активности личности.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе, который я проводила в 2021 году показал, что созданная развивающая среда отвечает многим требованиям ФГОС. Созданы и активно используются детьми центры творчества, художественной литературы, физической культуры и отдыха, оборудована и наполнена различными игрушками, строительными материалами игровая зона. В то же время анализ выявил и необходимость усовершенствования группового пространства, организации такой развивающей предметно-пространственной среды, которое способствовало бы формированию именно познавательных интересов у детей, их любознательности, инициативности.

Это подтолкнуло меня к поиску новых интересных форм и подходов к созданию предметно-развивающей среды, как одного из условий реализации познавательной активности детей.

Я задалась вопросом, как же реализовать данный принцип - сочетания привычных и неординарных элементов? Начала работу над проектом с изучения всей имеющейся литературы в детском саду; много интересного и нового нашла в интернете. После ознакомления со всеми возможными вариантами, я поставила перед собой цель: создать условия для развития у детей познавательных интересов и познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно – пространственной среды с учетом интересов воспитанников.

Мой подход к организации предметно – развивающей среды строился на принципе сочетания привычных и неординарных элементов, где все компоненты согласовываются между собой по содержанию образовательных целей и задач, которые я ставила перед собой, отталкиваясь от интересов и запросов детей.

Начала с разработки дизайн – проекта пространства группы. (Приложение № 1)

Приступая к разработке дизайн - проекта группового помещения, я упорядочила предметно-развивающую среду :

1. Выделила центры.

2. Распределила оборудование по центрам.

Спланировала центры таким образом, чтобы вся развивающая среда имела незамкнутую систему, способную к корректировке и развитию дошкольника, а также, при желании и необходимости, она становилась трансформируемой, вариативной и полифункциональной. В группе стало больше центров и наполняемость их стала разнообразной и насыщенной: центр творчества «Юный художник», центр математики «Посчитай-ка», центр грамотности «Буквоед», центр книги «Книжкин домик», центр конструирования «Юный строитель», центр игры и познания «Любознайка», центр науки и природы «Знайка», спортивный центр «Школа чемпионов».

Чтобы вызвать и поддержать интерес детей, необходим свободный выбор видов деятельности, материалов для этой деятельности, времени занятия этим делом, партнеров. Исходя из новой предметно – развивающей среды, дети самостоятельно выбирают деятельность, используя экран «Мой выбор». При самостоятельном выборе у детей появляется возможность понять свои интересы, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Если ребенок справляется с тем делом, которое он выбрал, у него появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, он чувствует себя успешным. С детства привыкнув самостоятельно делать выбор, высказывать свое мнение, во взрослом возрасте ребенку легче будет решать возникающие проблемы, принимать решения.

Особенной популярностью у детей пользуется центр творчества. Для детей доступны цветные и восковые карандаши, фломастеры, пальчиковые краски, обычная гуашь, кисти разных размеров, цветные мелки. Для лепки предлагается пластилин, пластические массы, для аппликации различные виды цветной и белой бумаги разной фактуры, журналы для вырезания картинок, клей и ножницы, для творчества подготовлены засушенные семена растений, зерна кофе, различные крупы, пуговицы, блестки. В результате у детей получаются замечательные оригинальные работы. Дети также любят центр математики, оснащенный учебно-дидактическими играми, математическими карточками с заданиями разного уровня сложности, дидактические игры. В центре грамотности дети занимаются по карточкам, используя их самостоятельно или объединяясь в группы. Так же в центре много дидактических игр и пособий, лото.

После усовершенствования развивающей предметно-пространственной среды на конец учебного года показатели Познавательного развития были следующие :

Высокий уровень развития – 64%

Средний уровень развития – 36%

Низкий уровень развития – 0%

На сегодняшний день оснащение группы стало более разнообразным и привлекательным для детей. Дети чувствуют себя комфортно в окружающей среде, у них нет затруднений в выборе рода занятий. В процессе работы я вижу, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной.

Дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх; способны договариваться. Были отмечены положительные моменты: дети стали более активны, общительны, самостоятельно с удовольствием занимаются творчеством, что форма организации образовательной деятельности в центрах активности располагает детей к любознательности, дети высказывают свои идеи и с готовностью их воплощают, а затем рассказывают о продуктах своего труда.

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную познавательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Таким образом, созданная в группе содержательная и стимулирующая развивающая предметно-пространственная среда способствовала успешному формированию самостоятельности и познавательной активности у воспитанников.

Приложение № 1

Дизайн-проект инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы.

«Группа моей мечты»

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Целевая группа: дети старшей группы.

Объект: предметно пространственная среда.

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Актуальность.

Вопрос организации предметно-развивающей среды группы ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из условий реализации ФГОС являются требования к развивающей предметно – пространственной среде, где четко обозначено, что развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, учитывать возрастные особенности детей, тем более, что ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении.

В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлении ребенка о себе, дети в большей мере ориентированы на сверстников. К пяти годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением. Ребенок этого возраста способен решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей, что тоже необходимо учитывать в проектировании развивающей среды в старшей группе, соответственно должно усложниться игровое пространство.

Организация развивающей предметно – пространственной среды группы в условиях ФГОС предполагает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности, двигательной активности детей, а также возможность уединения. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. родителями.

Создание предметно развивающей среды – процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Предметно пространственная среда в группе должна ориентироваться на зону ближайшего развития, т. е. содержать предметы и материалы знакомые и совсем незнакомые. Значительное место в развивающей среде должно отводиться её наполнению. Предметный мир группы должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной, разноплановой деятельности.

Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получение ими готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

В связи с этим, мною был проведен анализ организации развивающего пространства в старшей группе «Ягодка».

В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем:

развивающая среда не совсем соответствует возрасту (осталась от предыдущей средней группы);

центр экспериментирования не полный;

отсутствуют материалы для ручного труда;

в центре сюжетно – ролевых игр недостаточно атрибутов;

отсутствует уголок уединения, отдыха;

не отведено место для хранения личных вещей детей;

центры деятельности, места хранения материалов не обозначены соответствующими знаками;

в центре строительно – конструктивных игр отсутствуют схемы, планы.

не востребованность центра экспериментирования и неполное использование предметов и материалов центра творчества.

Противоречия:

Необходимость самостоятельного получения знаний и навыков и низкая познавательная активность детей в некоторых центрах.

Создание комфортной развивающей среды и несоответствие требованиям ФГОС.

Учет ведущих видов деятельности и однообразие, бедность развивающей предметно – пространственной среды.

Цель проекта: создание современной предметно – пространственной среды в старшей группе «Ягодка» в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

1) Проанализировать состояние развивающей среды на соответствие требованиям ФГОС.

2) Привлечь родителей и детей к активному участию в преобразовании развивающей предметно – пространственной среды.

3) Модернизация пространства группы.

4) Повысить степень активности детей в центрах в самостоятельной деятельности.

5) Способствовать развитию партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.

Гипотеза: развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям, способствует развитию у детей интегративных качеств в процессе самостоятельной деятельности, интересна им.

Ожидаемый результат: создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Высокая степень активности в каждом из центров. Соответствие требованиям ФГОС.

Этапы проекта.

1 этап.

Опрос детей выявил, что детям старшей группы нравиться играть в кукольном уголке, в парикмахерскую, в больницу, смотреть книги, играть конструктором. Но им хотелось бы поменять местами диван и кухню. В спальню повесить зеркало, добавить книжки, новый конструктор Лего. В своем проекте мы постарались по возможности эти пожелания учесть.

Таким образом, были определены главные вопросы : что мне нужно поменять и чего хотят сами дети.

Развивающая предметно – пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и при этом не мешать друг другу. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются украшения, кружевные накидки, банты, сумочки и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, инструменты. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

Цель: Создание условий для успешной реализации проекта Планирование работы Реализация плана проекта Анализ результатов, определение перспектив.

Планируемые результаты:

Смотивированный коллектив родителей и детей;

Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС;

Повышение педагогической компетенции;

План по реализации дизайн – проекта:

1) Изучение литературы, санитарно–технических норм и требований;

2) Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС;

2 этап.

1) Разработка дизайн–проекта оформления групповой комнаты группы «Ягодка» как единого пространства.

модернизация центра конструирования и строительных игр «Мы строители»;

модернизация центра сюжетно – ролевых игр: дополнить атрибутами «Салон красоты», «Магазин», «Больница»; оформить сюжетно – ролевую игру «Театр», сделать маркеры;

Модернизация центра творчества «Юный художник» : дополнить материалами для ручного труда и изо деятельности, приобрести новый шкафчик;

Модернизация центра математики «Посчитайка» : дополнения, ориентируясь на усвоение программы детьми, приобрести развивающие игры;

Создание уголка уединения;

Модернизация приемной: оформить стенд «Наши достижения».

В групповую приобрести интерактивную и учебную доски;

Модернизация центра двигательной активности в столовой «Школа чемпионов»;

Пополнить библиотеку новыми книгами, энциклопедиями;

Модернизация спальни: приобрести темные шторы, выполнить просьбу девочек и повесить в спальной зеркало;

Пополнение уголка естествознания «Знайка» новыми материалами; образцами, коллекциями, создать картотеку опытов;

3 этап.

Подведение итогов.

Таким образом, продуманная, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Поэтому создание развивающей среды, соответствующей интересам детей, требованиям времени и т. д., процесс бесконечный.

Возможные риски:

Недостаточное финансирование;

Разногласия с администрацией в вопросах необходимости того или иного оборудования;

Возможна небольшая корректировка в плане модернизации в связи с изменением собственных взглядов;

Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно– пространственной среды
Опубликовано: 7 января 2023 в 23:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД