«Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»

Мария Клинская
«Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»

Научно - исследовательская работа.

Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет

посредством моделей и моделирования"

Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами.

Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Цель исследования: изучить педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

Объект исследования – развитие представлений о времени у детей 5-6 лет.

Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и моделирования.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей 5-6 лет будет эффективным в том случае, если:

- в образовательной деятельности будет сочетаться использование объемных и плоскостных моделей, отражающих различные временные категории.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Описать технологию использования моделей и моделирования в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.

3. Выявить уровень развития представлений о времени у детей 5-6 лет.

4. Подобрать и апробировать систему занятий с моделями и простейшим моделированием по развитию представлений о времени у детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

•теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

•эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическая значимость работы состоит в анализе условий использования моделей и моделирования в работе с детьми 5-6 лет по развитию представлений о времени.

Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

Мной были рассмотрены теоретические основы проблемы развития представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством использования моделей и моделирования. По проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, описаны модели и технология использования элементарного моделирования в развитии представлений о времени у детей 5 – 6 лет.

Также были экспериментально проверены выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности представлений о времени у детей старшей группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей старшей группы;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальной и контрольной группах;

4) проанализировать полученные результаты диагностики.

Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района. В экспериментальной работе приняло участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Для проведения диагностики уровня сформированности восприятия категории «время» у старших дошкольников нами была использована методика Р. Ф. Галлямовой. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Абсолютное число % Абсолютное число %

Высокий - - 6 42,9

Средний 12 85,7 7 50

Низкий 2 14,3 1 7,1

Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы НОД в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей старшей группы различные временные представления.

В работе по формированию временных представлений у дошкольников использовала объемные и плоскостные модели.

Пример объемной модели "Спираль времени - сутки"

Пример объемной модели "Спираль времени - неделя"

Пример плоскостной модели суток

Примеры плоскостной модели «Календарь природы»

Результаты контрольного этапа эксперимента следующие - 42, 9 % (6 детей) можно отнести к высокому уровню развития временных представлений, 50 % (7 детей) - к среднему уровню, 7, 1 % (1 ребенок) - к низкому.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и элементарного моделирования имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у старших дошкольников; в процессе использования моделей во время НОД уровень развития временных представлений у детей 5 - 6 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Публикации по теме:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования. Проблемой экологического.

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений Я, Заец Елена Викторовна, общий педагогический стаж работы 20 лет. В Республиканском специализированном доме ребёнка г. Донецка ра-ботаю.

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр Актуальность Первые элементарные математические представления у ребенка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Чаще всего.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Развитие у детей 6–7 лет представлений о времени посредством электронных презентаций Необходимость ориентироваться во времени является жизненной необходимостью современного человека. Именно поэтому необходимо формировать.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 16:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край».
Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание : - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую и...
«Красная шапочка» на новый лад. Сценарий для старшей группы
Сценарий «Красная Шапочка» на новый лад. Ведущая: В сказке всегда побеждает добро, От сказки всегда веет теплом. Дорогой слушатель, ты будешь рад....
Конспект НОД «Как мой папа спал, когда был маленьким»
Цель : создание выразительных аппликативных образов. Задачи : учить создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы,...
Фотоотчет к 9 мая
9мая наша страна отметила праздник День Победы! Очень много дней прошло с того дня, как наш народ победил фашистскую Германию. Пока вы еще маленькие, но мы...
Весеннее музыкальное развлечение «Приключения колобка» для детей 3–4 лет по мотивам...
Звучит песня «Выглянуло солнышко», дети заходят, встают полукругом. Ведущий: Ребята, взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг....