Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр

Толстова Ирина Геннадьевна
Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №10

«Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Консультация

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

Разработала:

Толстова Ирина Геннадьевна

Воспитатель 1 категории

Кемерово

2014 год

Работая с детьми дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. Использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность воспитателям и родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры детям нравятся. Они занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное от занятий время. Дети учатся быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами. Считаю, что важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

На сегодняшний день мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:

1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своем репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

12. Не надо ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).

13. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.

14. Нельзя принуждать ребенка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их, например, изменив задание или поменяв игру.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.

3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Группы пальчиковых игр:

1) игры-манипуляции;

2) сюжетные пальчиковые игры;

3) пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой

гимнастикой;

4) пальчиковые кинезиологические упражнения

(«гимнастика мозга»);

5) пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем

кистей и пальцев рук;

6) театр в руке;

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать.

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В. Лирясова

Публикации по теме:

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр
Опубликовано: 29 января 2014 в 12:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сюжетная аппликация, с элементами раскрашивания в средней группе «Птицы — наши друзья»
Цель занятия: учить детей выполнять сюжетную аппликацию ( приклеивать готовую форму на определенную часть основы, согласно образцу) ; закрепить правила...
Конспект по ПДД во второй младшей группе «Светофор — наш друг».
Конспект по ПДД во второй младшей группе. Тема: « Светофор – наш друг». Цель: закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы;...
Самодельная книга цветик-восьмицветик «Ласковые слова».
Безграничную любовь родители пытаются выразить разными способами. Кто то балует детей игрушками и сладостями, кто то предпочитает нежные объятия и поцелуи,...
Развлечение «Прощание с елочкой в маскарадных костюмах». Фотоотчет.
Незаметно пролетели все новогодние праздники и каникулы, которые принесли ребятам много впечатлений, эмоций. В нашем детском саду стало доброй традицией...
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области»
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области» Тип проекта: долгосрочный познавательно – творческий групповой Авторские коллективы МБДОУ...