«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Наталия Огольцова
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

В современной речи детей существуют множество проблем:

скудный словарный запас,

неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова,

малоразвита диалогическая речь,

неумение грамотно и доступно формулировать вопрос,

строить краткий или развернутый ответ;

у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией) воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

К. Д. Ушинский писал:

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия.

Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче это усвоить при помощи схем, моделей мнемотаблиц и приемов мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. На основании анализа научной литературы мы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный

Личностный

Деятельностный

Диалогический

Информационный

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

В дидактике выделены три вида моделей:

Предметная модель

Предметно-схематическая модель

Графические модели

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

 быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

  должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

  не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Введение элементов схем, символов.

Использование элементов опорных схем в различных видах деятельности

Введение отрицаний.

Сочетание символов, «чтения» цепочки символов

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Осуществляется перекодирование информации.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.

Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

Принцип интеграции:

Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

Интеграция детской деятельности.

Комплексно-тематический принцип:

Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

Интегративностью

Экономичностью

Здоровьесбережением

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области.

Примеры моделей:

Развитие культурно -гигиенических навыков

Рассказывание о растительном, животном и предметном мире

Уход за комнатными растениями

Рассказывание о времени года

Отгадывание, загадывание и придумывание загадок

Заучивание стихотворений

Описание проекта

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители старшей группы

Сроки выполнения проекта:

Начало: сентябрь 2012г.

Окончание: май 2013 г.

Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.

Объект исследования:

процесс развития речи и мышления детей в средней группе МБДОУ д/с № 172 г. Иркутска

Предмет исследования:

мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.  

Цель проекта:

Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.

Задачи проекта:

Образовательные:

обобщить лексический материал по теме “Времена года”;

способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;

закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;

познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;

расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе

Развивающие:

способствовать развитию логического и образного мышления;

способствовать развитию зрительной и слуховой чувственности;

совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемые результаты

в отношении детей:

Систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;

Умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;

Пополнение и активизация словарного запаса детей;

Развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

Формирование целостности окружающего мира;

Умение договариваться и работать слажено;

умение обратиться к взрослому с вопросом;

умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

умение обрабатывать собранный материал;

в отношении родителей:

повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

в отношении детей:

через их совместную работу по поиску и сбору информации;

по умению анализировать и систематизировать информацию;

по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

в отношении родителей:

через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

через активное участие в предлагаемых формах работы.

Этапы реализации проекта.

Организационно-подготовительный

Сентябрь - октябрь

Внедренческий

0ктябрь - май

Заключительный

Апрель- май

Организационно-подготовительный этап

Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Мнемотехника для детей».

Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».

Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.

Разработка проекта по теме «Времена года».

Экскурсии и целевые прогулки.

Наблюдения за объектами и явлениями природы.

Беседы.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

Задачей обследования детей является:

оценить уровень словесно-логического мышления;

оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;

выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;

исследовать связную речь детей

Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 9 различных тестов

Классификация.

Исключение лишнего

Что в начале, что потом?

Скрытый смысл картин.

Нелепицы.

Загадки.

Времена года

Чего не хватает?

Аналитические задачи.

Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников.

Внедренческий этап

1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

7. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.

Уже набрано 9000 символом,презентация не полностью поместилась

Публикации по теме:

Мнемотехника как прием развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехникиРазвитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники Г. Л. Чуева – старший воспитатель муниципального.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Домашние животные
Автор публикации:
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 05:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...
Мастер-класс по изготовлению Ловца снов.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим увлечением и рассказать, как можно сплести ловец снов. Ловец снов –...