«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Наталия Огольцова
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

В современной речи детей существуют множество проблем:

скудный словарный запас,

неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова,

малоразвита диалогическая речь,

неумение грамотно и доступно формулировать вопрос,

строить краткий или развернутый ответ;

у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией) воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

К. Д. Ушинский писал:

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия.

Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче это усвоить при помощи схем, моделей мнемотаблиц и приемов мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. На основании анализа научной литературы мы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный

Личностный

Деятельностный

Диалогический

Информационный

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

В дидактике выделены три вида моделей:

Предметная модель

Предметно-схематическая модель

Графические модели

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

 быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

  должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

  не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Введение элементов схем, символов.

Использование элементов опорных схем в различных видах деятельности

Введение отрицаний.

Сочетание символов, «чтения» цепочки символов

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Осуществляется перекодирование информации.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.

Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

Принцип интеграции:

Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

Интеграция детской деятельности.

Комплексно-тематический принцип:

Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

Интегративностью

Экономичностью

Здоровьесбережением

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области.

Примеры моделей:

Развитие культурно -гигиенических навыков

Рассказывание о растительном, животном и предметном мире

Уход за комнатными растениями

Рассказывание о времени года

Отгадывание, загадывание и придумывание загадок

Заучивание стихотворений

Описание проекта

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители старшей группы

Сроки выполнения проекта:

Начало: сентябрь 2012г.

Окончание: май 2013 г.

Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.

Объект исследования:

процесс развития речи и мышления детей в средней группе МБДОУ д/с № 172 г. Иркутска

Предмет исследования:

мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.  

Цель проекта:

Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.

Задачи проекта:

Образовательные:

обобщить лексический материал по теме “Времена года”;

способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;

закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;

познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;

расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе

Развивающие:

способствовать развитию логического и образного мышления;

способствовать развитию зрительной и слуховой чувственности;

совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемые результаты

в отношении детей:

Систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;

Умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;

Пополнение и активизация словарного запаса детей;

Развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

Формирование целостности окружающего мира;

Умение договариваться и работать слажено;

умение обратиться к взрослому с вопросом;

умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

умение обрабатывать собранный материал;

в отношении родителей:

повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

в отношении детей:

через их совместную работу по поиску и сбору информации;

по умению анализировать и систематизировать информацию;

по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

в отношении родителей:

через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

через активное участие в предлагаемых формах работы.

Этапы реализации проекта.

Организационно-подготовительный

Сентябрь - октябрь

Внедренческий

0ктябрь - май

Заключительный

Апрель- май

Организационно-подготовительный этап

Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Мнемотехника для детей».

Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».

Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.

Разработка проекта по теме «Времена года».

Экскурсии и целевые прогулки.

Наблюдения за объектами и явлениями природы.

Беседы.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

Задачей обследования детей является:

оценить уровень словесно-логического мышления;

оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;

выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;

исследовать связную речь детей

Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 9 различных тестов

Классификация.

Исключение лишнего

Что в начале, что потом?

Скрытый смысл картин.

Нелепицы.

Загадки.

Времена года

Чего не хватает?

Аналитические задачи.

Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников.

Внедренческий этап

1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

7. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.

Уже набрано 9000 символом,презентация не полностью поместилась

Публикации по теме:

Мнемотехника как прием развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехникиРазвитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники Г. Л. Чуева – старший воспитатель муниципального.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 05:12
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...