Папки-передвижки

Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ

Татьяна Кошелева
Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ

Семинар для педагогов ДОУ по теме:«Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ».

Подготовила: учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1 СП детский сад "Гнёздышко" г. Кинель, Самарской обл.

Публикация «Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ» размещена в разделах

Цель: Активизировать и разнообразить работу педагогов по пополнению и активизации словаря и развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством использования игровых ситуаций по основам безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

План проведения семинара:

I.Теоретический материал: Актуальность

II. Практический материал: игровые ситуации по ОБЖ для пополнения и активизации словаря и развития связной речи.

III. Подведение итогов семинара-релаксация.

I. Теоретический материал:

Актуальность: Известно, что овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием.

Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в социуме, беседуя с ним на различные темы по основам безопасности, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но внутренний мир ребёнка, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень речевого развития дошкольника. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить в игровой форме.

Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и специально организованных игровых ситуаций состоят в том, чтобы через игру научить детей общаться: подбирать нужные слова, составлять предложения и правильно выражать свои мысли. Поэтому большое внимание в игре следует уделять развитию умения детей высказываться, обобщать, сравнивать, противопоставлять. Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы, сходных по звучанию (синонимы, является задачей многих словесных игр.

Словесные игровые ситуации построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах и событиях, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные и речевые задачи: описывать предметы или ситуации, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях.

II. Практический материал:

Игровые ситуации для расширения и активизации словаря.

"Источники опасности"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила:

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие: Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Педагог предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы. Например:

-Что может быть источником пожара?

-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления?

-Что может быть источником гибели человека?

Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

"Четвёртый лишний "

Дидактическая задача:

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает взрослый (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

"Одень куклу"

Дидактическая задача:

Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от занятий человека в данное время (профессии)

Игровые действия:

Назвать профессию человека и одеть куклу в соответствии с профессией.

Ход игры.

В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: в соответствии с названной профессией, называя все предметы одежды. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

"Кто больше назовёт действий"

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Педагог предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

"Буриме" (Продолжи предложение).

Дидактическая задача:

Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры.

Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по. («01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей. (топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай. (противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко. (красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить. (пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой. (крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина. (мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась. (вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя (успеть).

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие (спички).

Знать обязан каждый-житель,

Где висит. (огнетушитель).

При пожаре не зевай,

Огонь водою. (заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это. (спички).

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с. (пожаром).

"Размышляй-ка"

Дидактическая задача: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Ход игры.

Дети заканчивают предложение, начатое педагогом. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если поскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Игровые ситуации для развития связной (диалогической) речи:

"Исправь ошибку"

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с предложенной чрезвычайной ситуацией, находить ошибку и предлагать свой выход из опасной ситуации.

Ход игры.

В гости к детям приходит игровой персонаж и рассказывает о произошедшем с ним случае. Ребёнок решает, правильно ли он поступил в данной ситуации и если не правильно, то предлагает своё решение проблемы.

"Телефон спасения"

Дидактическая задача: закреплять знания о том, куда обращаться в экстренной ситуации (112 или 911); формировать умение общаться по телефону.

Ход игры.

На столе разложены перевёрнутые картинки с изображением разных опасных ситуаций. Дети по очереди берут картинку. Рассказывают что на ней изображено, что нужно делать и кому нужно звонить в такой ситуации. Разыгрывается ситуация общения по телефону со специалистами службы спасения (или родителями, соседями и т. п., роль которых исполняет взрослый.

"Что, где, когда?"

Дидактическая задача: Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации. Развивать диалогическую речь.

Игровые правила:

Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры.

Педагог предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Взрослый раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.

Если будет неправильный ответ, то обязательно взрослый говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам. (Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.

"Как спасти от беды?"

Дидактическая задача: Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации. Развивать диалогическую речь и логическое мышление.

Ход игры.

Выслушав задание педагога, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Используемая литература:

1. Алябьева Е. А. «Коррекционно развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»: Москва, «ТЦ Сфера». 2002

2. Белая К. Ю., Зимонина Н. В. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М. : Просвещение 2001

3. Белая К. Ю., Зимонина Н. В. и др. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» М. : Просвещение 2008

4. Лыкова И. А. Парциальная программа «Мир Без Опасности» Волгоград ООО «Цветной мир», 2017

5. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М. ТЦ «Сфера» 2009

Интернет источники:

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/05/11/didakticheskie-igry-po-bezopasnosti

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-osnovam-zhizneobespechenija-v-srednei-grupe-tema-odin-doma.html

http://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-bezopasnosti/

Публикации по теме:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 12 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.» Тема моего самообразования – «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.», которую.

Проект «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры» Актуальность В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,.

Развитие речи младших дошкольников в ходе игровых ситуаций Программные задачи: Вовлекать детей в воображаемую игровую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажам игры. Осуществлять.

Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологииРечевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологии АКТУАЛЬНОСТЬ Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых».

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений» Семинар для педагогов ДОУ по теме: «Развитие речи дошкольников через активизацию познавательных и интеллектуальных способностей посредством.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 19:24
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД