Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Мария Алексеева
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

«Развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

В современном обществе мы столкнулись с острой проблемой, проблемой очередей в дошкольные учреждения. Дети дошкольного возраста стали поздно посещать ДОУ, особенно это касается детей с ОНР. Поэтому наши наблюдения и исследование детей старшего возраста с ОНР являются очень актуальными. Актуальность исследования заключается в трудностях разного рода: поздняя адаптация к ДОУ, нарушение в развитии речи, не умение общаться в коллективе, негативных эмоциональных состояниях. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходим комплексный подход специалистов в исследовании данного вопроса. Педагогом – психологом была создана программа для детей с ОНР старшего дошкольного возраста, целью которой является изучение влияния эмоций ребенка на речь дошкольника посредством сказки.

В старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, необходимость в детском коллективе. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Психическое, социальное и физическое развитие детей связано с тем, как складываются их отношения со сверстниками. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. Именно эмоции, как мотивационная система, являются фактором успешности общения детей в дошкольном возрасте. Выражение эмоций носит у дошкольников непосредственный характер, они ярко проявляются в мимике, словах, движениях. А для детей с ОНР это становиться еще более острой проблемой, из-за недоразвития речи, дети часто не понимают друг друга, не берут в игру. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций, таких как чувство неуверенности в себе, повышенной тревожности, агрессивности, низкой самооценкой.

В связи с этим проблема исследования заключается в изучении особенностей развития эмоциональной сферы детей, связанных с недоразвитием поведенческой произвольности, неумением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, с накоплением отрицательного коммуникативного опыта с помощью сказки. Так как, детям свойственно обмениваться историями. Обмен историями- естественная форма взаимодействия. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передача опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Наблюдения в процессе игры, развлечениях, в свободной деятельности, где детям не надо мобилизовать свое внимание, память, дети легко раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать.

Таким образом, нами были выделены следующие задачи:

Развить речь детей с помощью: рассказывания сказок, сочинения сказок;

Снизить уровень страха, тревожности и агрессивности;

Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

Формировать навыки конструктивного выражения эмоций;

Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

Наше исследование, мы проводили на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида «Сказка». Участниками нашего наблюдения стала старшая логопедическая группа в количестве 25 человек.

В исследовании использовались диагностические методики: социометрия для дошкольников "Два домика" (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков); графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус»; модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен); модифицированный эмоционально-личностный тест "Сказка" (JI. Дюсс); цветовой тест Люшера.

Анализ результатов: на основании результатов обследования было выявлено, что у 8 детей наблюдается высокий уровень тревожности и враждебное поведение, низкая самооценка на фоне недоразвития речи. Данной группе детей рекомендован цикл занятий по сказкотерапии. Занятия проводятся раз в две недели с октября по май месяц по 30 минут. Со 2 по 15 занятие используется по два занятия, т. е они повторяются.

Тематический план.

Занятие 1. Знакомство. Установление правил в группе.

Занятие 2. Наши эмоции.

Занятие 3. Радость.

Занятие 4. Грусть.

Занятие 5. Обида.

Занятие 6. Злость.

Занятие 7. Страх.

Занятие 8. Удивление.

Занятие 9. Жадность.

Занятие 10. Доброта.

Занятие 11. Добрый мир.

Занятие 12. Дружба.

Занятие 13. Вежливость.

Занятие 14. Дар любви.

Занятие 15. Рисование сказочной страны.

Занятие 16. Итоговое.

Заключение

Проведенное исследование позволило изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников (уровень коммуникативных умений детей, их социометрический статус и удовлетворенность складывающимися отношениями).

Реализация развивающей программа позволила значимо и достоверно снизить показатели тревожности, агрессивности, улучшить показатели развития коммуникативных умений детей, повысить общий эмоциональный фон.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 03:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Волшебный мир насекомых».
Развлечение для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Волшебный мир насекомых». Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых. Задачи:...
Профориентационная беседа — диалог «Как выбрать профессию или несколько советов...
Профориентационная беседа – диалог «Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам» Цель: профессиональная ориентация учащихся. Задачи:...
Конспект совместной деятельности с детьми во второй младшей группе «Творим и вытворяем»
Конспект совместной деятельности с детьми во второй младшей группе «Творим и вытворяем». Цель: - Вызывать у детей интерес к созданию изображения красками....
Павильон «Белая башня». Небольшой фотоэкскурс.
Сегодня я побывала на смотровой площадке Белой башни. А сподвигла меня к этому купленная недавно книга "Царское Село. Невыдуманные истории для детей"....
Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»
В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы "Сосновый бор"....