Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Вера Драганчук
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Под связной речью принято понимать развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию.

В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. Дети же с ОНР испытывают трудности овладения связной речью – от полного ее отсутствия до развернутого смыслового высказывания с рядом недочетов, ошибок, неточностей. Задача логопедов – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

На логопедических занятиях дети сначала овладевают навыками составления простых предложений по вопросам (кто? что? что делает, а также по демонстрации действий. Затем они усваивают навыки составления рассказа по «следам» серии выполненных действий, обучаются отвечать на вопросы развернутым предложением (из 3 – 5 слов, а затем объединять фразы в рассказ из 4 – 5 предложений с наглядными опорами в виде натуральных объектов и действий с ними. Важно постоянно оценивать возможности детей в понимании предложений (а затем и текста) и развивать их.

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, логопед дает задание: «Даша, подойди к столу, возьми карандаш, отдай его Полине и два раза хлопни в ладоши». После выполнения задания логопед спрашивает у детей: «Что можно сказать про Дашу, что она сделала?» Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем указания слышит только один ребенок, который молча выполняет инструкцию. Дети внимательно следят за его действиями и затем подробно рассказывают об увиденном.

Занятие по развитию связной речи может начинаться со своеобразного «спектакля», который разыгрывают с помощью логопеда мальчик и девочка из группы. Дети, наблюдая за их последовательными действиями, рассказывают о том, что увидели.

Постепенно у детей формируются первые представления о том, что такое действие, предложение, слово.

При обучении пересказу короткого рассказа в качестве наглядных опор сначала используется последовательность сюжетных картинок, а позже – предметные картинки, символизирующие основные события, отраженные в рассказе. Логопед продолжает учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить фразу из 4 – 6 слов.

Постепенно дети овладевают навыками составления рассказа по серии сюжетных картинок. По мере расширения речевых возможностей детей логопед усложняет задания, предлагая дополнить рассказ эпизодами, изменить начало или конец рассказа.

Обучение пересказу с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки начинается с выделением основных элементов. Логопед стимулирует детей к усвоению наиболее конструктивных, доступных сложных предложений. При чтении логопедом рассказа дети смотрят на сюжетную картинку, затем пересказывают рассказ с опорой на ее элементы. Впоследствии они самостоятельно составляют рассказ по сюжетной картинке после ее предварительного рассмотрения, но без зачитывания рассказа, что содействует развитию их речемыслительных способностей. Далее могут быть использованы графические символы рассказа.

Обучению детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сначала дети подбирают определения к предметам, выделяя их основные признаки (цвет, размер, материал, форму и т. д.) и преобразовывая простые предложения в распространенные путем введения однородных определений. Затем они определяют различие между предметами по их характерным признакам, а потом сходные признаки.

Для развития связной речи целесообразно использовать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Сад и огород
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 октября 2013 в 22:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс старинной игрушки с сюрпризом «Зайчик на пальчик»
Многие из нас с детства слышали фразу «Это тебе гостинец от зайчика». Но немногие знают, что же означает эта фраза. Оказывается, её смысл уходит глубоко...
Мастер-класс «Елочка из бумажных салфеток и бросового материала»
Мастер-класс "Елочка из бумажных салфеток и бросового материала" Необходимые материалы и инструменты: • листа картона • туалетная бумага зеленого...
Детский мастер-класс «Пингвины в технике пластилинография»
Уважаемые коллеги! К Новому году всегда хочется сделать с ребёнком что- то интересное, сказочное под ёлочку. Для изготовления таких поделок "своими...
Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок»
Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок» Цель: активизация внимания, повышение мотивации детей к закреплению пройденного репертуара к...
Наблюдения на прогулке декабрь-январь с детьми младшего возраста
1. Наблюдение за работой дворника. Продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и...