«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью народного фольклора с элементами ТРИЗ».

Татьяна Авилова
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью народного фольклора с элементами ТРИЗ».

Авилова Татьяна Ивановна – воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 21 «Алёнка», Калининградской области, города Гурьевска.

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью народного фольклора с элементами ТРИЗ».

Детский сад – первое звено в системе образования ребенка. Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Но в наше время, дети даже в старшем дошкольном возрасте имеют не большой словарный запас, далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, у некоторых детей возникают трудности ответить на вопросы о содержании прочитанного. И не все дети достаточно полно выражают свое понимание художественных произведений. Если же нет такого выражения, мы не когда не узнаем, что переживает ребенок, как он понимает прочитанное и скрывается ли за молчанием глубина чувств или полная пустота. Поэтому мне, как воспитателю, необходимо помочь ребенку научиться свободно выражать свои мысли и чувства. Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребенка, решила развивать речь детей через – русский народный фольклор, то, что знакомо детям с первых лет их жизни.

Исходя из цели, поставила перед собой следующие задачи:

- Развивать активный словарь детей старшего дошкольного возраста.

- Формировать грамматически правильную речь (изменение слов, составление предложений).

- Воспитывать звуковую культуру речи (правильное произношение).

- Формировать разговорную речь (диалогическую и монологическую речь).

- Обучать рассказыванию, пересказыванию, составлению рассказов (по схеме).

- Способствовать развитию у детей памяти, внимания, мышления, творческого воображения.

- Совершенствовать умение сравнивать и выделять существенные признаки в образах героев.

- Воспитывать любовь к народному творчеству и русским традициям.

Для успешной реализации цели и задач использую следующие методические рекомендации и технологии: Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»; О. С. Ушаковой,

Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»; Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой «Ребенок и книга»; О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськовой «Дети, в школу собирайтесь»; В. Н. Лукьяненко, Н. И. Титаренко «Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников».

Проведя углубленную диагностику речи детей, начиная со второй младшей группы, выявила, что уровень развития речи из 26 детей: высокий уровень – 19%, средний уровень – 73%, низкий уровень – 8%. У детей был скудный словарный запас, быстро отвлекались при слушании, слабо запоминали содержание произведения. Большая часть детей группы имеют дефекты звукопроизношения.

Считаю наиболее интересным в своей работе нетрадиционный подход в освоении материала по совершенствованию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки к сказкам и небылицам, вводить непредвиденные ситуации смешивать несколько сюжетов в один. Такие методы дают ребенку возможность уяснить, что в произведении или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно, что зачастую наши дети сейчас наблюдают с экранов телевизоров. Этот подход научит

детей сравнивать героев и их поступки, сформирует привычку доказывать что,

по их мнению, хорошо и что плохо. Вот несколько примерных ситуаций:

- «Докажи, что Аленка лучше всех»;

- «Кого тебе жалко в этой сказке»;

- «Как бы ты поступил на месте.».

Или, например, в сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для развития речи детей, часто использую придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например,

к сказке «Рукавичка» предлагаем следующие новые названия: «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку».

Для поддержания интереса к сказке, для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и повернуть сюжет сказки в новое русло на занятии, мы условно вводим частицу «не» (Не репка выросла на грядке, а., Не Красная шапочка, а.). Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки или для создания элемента неожиданности, загадочности, предлагаю детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например:

«Жи-бы-де-ба-бы-у ни-ку-ря-сне-ку-ря-и т. д.».

Для формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов и предложений. И тут мне помогает игра «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д.

Хороший результат в своей работе вижу только при тесном взаимодействии с родителями. С этой целью использовала разные формы работы с родителями:

- ежедневные индивидуальные консультации;

- групповые мини-консультации;

- письменные консультации;

- обсуждение статей из журналов;

- игры - тренинги;

- родительские собрания;

- устные журналы;

- газеты для родителей: «Вырастай-ка», «Здоровей-ка», «Мы вместе»;

- вечера вопросов и ответов;

- анкетирование;

- открытые занятия

- организация сладких столов;

- круглый стол, совмещённый с дискуссией;

- мастер – класс для родителей;

- заочная школа для родителей.

. Наиболее действенный прием работы с родителями – это индивидуальные беседы, разговор, где могу дать совет, который необходим данному ребенку. Для успешной реализации цели и задач модернизировала предметно – пространственную среду группы:

- пополнила центр развития речи дидактическими играми: «Один-много»; «Вместе сказку сочиним» по серии сюжетных картинок; «Покажи, что назову»; «Угадай-ка»; «Цепочка слов»; «Какой транспорт»; «Какая это сказка».

- подобрала серию диафильмов и схем для составления рассказов.

- пополнила различные виды театров (пальчиковый - «Репка»; настольный - «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»; на фланелеграфе - «Теремок» и д. р).

- пополняется картотека аудиокассет.

- создана картотека загадок, потешек, пословиц, скороговорок, стихотворений,

физкультминуток, пальчиковых гимнастик.

- веду альбом: «Если б я был волшебником.», который содержит рассказы, загадки и сказки, сочинённые детьми группы.

В результате проведенной работы с использованием перечисленных мною методов

и приемов увидела, что дети в своей речи больше используют распространенные предложения, владеют описательным рассказом, обогатился их словарный запас. Свидетельствует этому и диагностика:

- высокий уровень – 40%;

- средний уровень – 60%;

- низкий уровень – нет.

Не стало детей с низким уровнем развития речи. Дети стали более инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, используют в речи разнообразные средства выразительности, с интересом относятся к процессу организации «доказательства» в оценке правильности поступков героев, событий и другое, используют данный приём по назначению, имеют более богатый словарный запас. Речь у детей становится «чистая», грамматически правильная, выразительная.

Работу над темой: «Развитие у детей связной речи с помощью народного фольклора с элементами ТРИЗ», планирую продолжать и в подготовительной к школе группе.

ЛИТЕРАТУРА:

• Программа «Детство» развития и воспитания детей в детском саду.

• Т. И. Бабаева, М. Н. Полякова «Дошкольник в детском саду».

• Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова «Воспитание и обучение детей шестого года жизни».

• Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».

• О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольника с литературой».

• О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова «Дети, в школу собирайтесь».

• Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая «Ребенок и книга».

• Н. В. Лукьяненко, Н. И. Титаренко «Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников».

• Журнал «Дошкольное воспитание» №8, №9 за 2003 год.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью народного фольклора с элементами ТРИЗ».
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 14:57
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...