Получи документы

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»

Ирина Алескерова
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»

АКТУАЛЬНОСТЬ

В. А.   сухомлинский:
"Детское сердце чутко к призыву творить красоту. важно только, чтобы за призывами следовал труд. "

Самоделка. Какое хорошее слово!

Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит.

Публикация «„Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги“» размещена в разделах

Это ли не радость, если ваш ребёнок встаёт в позицию созидателя, ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он всё больше утверждается в своих возможностях, увереннее берётся за изготовление новой поделки.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. Игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

Развивая творческие способности в процессе конструирования из бумаги, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о множестве разновидностей бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, санитарная и т. д.).

С помощью такой работы, доступной ребенку-дошкольнику, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, применить другой материал и т. д.

Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его творческие умения, фантазия, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.

Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что дошкольник в творческом труде обнаруживает высокую заинтересованность и сознательное стремление научиться, то заниматься этим видом деятельности ребенку, как говорят в народе: «Сам бог велел».

Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.

И воспитателям и родителям следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. А главное - радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что он скоро научится мастерить лучше, что его творческие способности растут и развиваются в процессе конструирования из бумаги.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования из бумаги приоритетным направлением своей работы. Своей целью я поставила – развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по конструированию из бумаги, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу. Исходя из цели, передо мной встали следующие задачи:

– научить детей работе с бумагой, особенностям использования ее при конструировании, о способах крепления с другими материалами;

– дать представления о свойствах этого материала и его особенностях;

– заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время;

– создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.

Кроме того, шестой-седьмой год жизни - время подготовки руки ребенка к письму. Для решения этой задачи необходимы соответствующая коррекция умения ребенка ориентироваться в пространственных отношениях и развитие мелкой моторики руки. Для осуществления этой задачи, особое значение я придавала такому виду деятельности, который позволяет совершать двигательные упражнения кистями рук, а именно: творческое конструирование из бумаги. Главными требованиями к организации этого вида занятий являются: положительное эмоциональное отношение к ним ребенка и индивидуализация занятий в соответствии с его интересами и склонностями.

Часто бытует неверное мнение, что для детей художественное конструирование из бумаги – это игра, забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умения доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

Для того чтобы дошкольники чувствовали себя более раскрепощенными, свободно мыслили на занятиях по конструированию, более плодотворно и результативно были изготовлены их самостоятельные работы, необходимо создать условия для конструктивной деятельности детей, и прежде всего предметно-развивающую среду. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребенком и взрослым, ребенком и ребенком.

Опираясь на принципы построения предметно – развивающей среды, в группе создано все необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведен уголок для работы с бумагой.

Создание такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в собственной жизни, проводят опыты под моим наблюдением, интегрированные занятия вызывают более высокую заинтересованность детей.

Руководствуясь гуманистическими принципами, я работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации.

Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности” :

• “забываю” как складывается бумажная игрушка;

• “ошибаюсь” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;

• “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала использую элементы игровой технологии Е. С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

• сторона квадрата – “сестра”,

• угол – “брат”,

• диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т. д.

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. “Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…”

Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало :

1. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного “я”);

2. Не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;

3. Уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т. к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то “не так”, сказать “не так” (боязнь ошибиться);

4. Творю и играю вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями;

5. Не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка;

6. Вношу разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

Польза конструирования из бумаги очевидна. По моему мнению, эта деятельность является одним из лучших средств развития творческих способностей, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, развития мелкой моторики. А это, в свою очередь, способствует более высокому уровню подготовки детей к школе.

Публикации по теме:

Коллективная работа (аппликация) «Снеговик у елочки»Коллективная работа (аппликация) «Снеговик у елочки» Здравствуйте! Я рада поделиться с вами опытом коллективной работы с детьми. Наша картина выполнена в виде аппликации, совмещая два вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 09:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД