Лучший педагог года

Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «Изобразительное искусство»

Лусине Айвазян
Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «Изобразительное искусство»

Основная часть

1. Мышление и его характеристика. 6

2. Виды мышления. 7-8

3. Принципы, психологические барьеры и критерии определения творческого мышления. 8

4. Особенности мышления учащихся младшего школьного возраста. 9

5. Влияние изобразительного искусства на развитие психических процессов младших школьников. 9

Публикация «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет „Изобразительное искусство“» размещена в разделах

6. Применяемые практические методы, направленные на развитие творческого мышления. 10-11

7. Система учебно-творческих заданий по развитию творческого мышления. 11

8. Уровень сформированности творческого мышления ребёнка. 11-12

Заключение

Выводы по ИР 12-13

Заключение 13

Список информационных источников ( использованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) 14-15

Приложения 16

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Выдвижение на первый план цели развития творческой личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах.

В новых документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится, что «в условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». [2, стр. 1].

В региональном документе «Программа развития образования Самарской области на 2011-2015 годы»» делается акцент на «выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей, формируя творческую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка». [4, стр. 8].

В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта детей младшего школьного возраста, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Анализ результатов педагогической деятельности образовательного процесса, направленный на выявление творческого мышления учащихся, который был проведён в группе, к сожалению, показал, что развитию творческого мышления, способностей к генерированию новых идей уделено недостаточное внимание. Недостаточно разработаны вопросы о взаимосвязи личности ребенка и творчества, о создании педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей. Выводы были сделаны на основе теста «Мыслители и художники», по результатам которого учащиеся распределились на две группы :

1. дети, легко осуществляющие мыслительную деятельность “Мыслители”. (70% учащихся)

2. дети легче осуществляющие художественную деятельность “Художники”. (30% учащихся)

Таким образом возникают противоречия:

- между требованиями общества к развитию способностей учащихся творчески мыслить и условиями организации творческой реализации детей;

- между традиционной системой образования и индивидуальностью каждого учащегося, способного находить нестандартные решения. Традиционное обучение не направлено на приобретение опыта творческой деятельности, что не позволяет человеку в будущем эффективно решать личные и профессиональные проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: учебное заведение, обучающее художественным видам деятельности, не столько развивает личность учащегося, сколько насыщает его инструментальными навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители, но не творцы. Отсюда мы имеем воспитанника с недостаточно развитым творческим мышлением.

Цель данной работы – создание единой системы деятельности педагога, направленной на формирование творческого мышления : комплекса творческих заданий, педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию на занятиях изобразительного искусства.

Задачи:

1. Сформировать комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством. 2. На основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие творческого мышления учащихся младшего школьного возраста. 3. Пробудить интерес, раскрыть возможности каждого воспитанника. 4. Стимулировать применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты

Применение системы творческих заданий и комплекса педагогических условий, ориентированных на повышение уровня развития творческого мышления на занятиях позволит:

- повысить уровень развития творческого мышления, необходимый для умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность;

- сформировать умение самостоятельной творческой деятельности учащихся;

- совершенствовать учебные умения и навыки;

- расширить кругозор.

- стимулировать учебно-познавательную активность учащихся.

Содержание деятельности.

Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Дополнительное образование – это особая сфера, где внутренний эмоционально-чувственный мир ребенка раскрепощен, где обучающийся ощущает себя свободным в своих суждениях, действиях, открытиях. Именно в такой атмосфере и рождается способность к творчеству. Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на занятии такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться.

1. Мышление и его характеристики.

Мышление – психологический процесс познания. По степени новизны и оригинальности различают: репродуктивное (мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определённых источников) и продуктивное (творческое)мышление на основе творческого воображения.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи, творческое преобразование действительности.

Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Творческое воображение – неотъемлемая сторона творчества. Порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах мышления.

2. Виды мышления.

У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития. 1. наглядно-действенное мышление; 2. эвристическое мышление; 3. теоретическое образное мышление 4. наглядно-образное мышление Наглядно-действенное мышление - его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Эвристическое мышление дает человеку возможность направить свою поисковую деятельность на оптимальное решение проблемы, на получение нового знания. Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Наглядно-образного мышление - отличительная особенность этого вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

3. Принципы, психологические барьеры и критерии определения творческого мышления.

Сущность творческого мышления

Принципы творческого мышления Психологические факторы, препятствующие творчеству Критерии определения творческого мышления

Осознание доминирующих идей, изменение или отказ от них Внешняя и внутренняя цензура Гибкость ума - способность к выделению существенных признаков из множества случайных, способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Нахождение другого подхода к явлениям Желание найти ответ немедленно Систематичность и последовательность - позволяет людям управлять процессом творчества.

Выход за пределы логического мышления Стремление быть похожим на других людей, не отличатся от них в своих суждениях и поступках.

Диалектичность - умение соединять несоединимое

Боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Готовность к риску - умение быть готовым к успехам и неудачам.

Ответственность за принятое решение - умение доводить до логического конца принятое решение.

4. Особенности мышления учащихся младшего школьного возраста.

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т. е. отвлеченно мыслить. Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал. Процесс мышления вполне доступен детям. Как показывают исследования В. В. Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут рассуждать, устанавливать отношения и закономерные связи между предметами и явлениями окружающего мира, обобщать познания общих и существенных свойств предметов и явлений.

5. Влияние изобразительного искусства на развитие психических процессов младших школьников и характеристика его как средства развития творческого мышления.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т. к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. На занятиях изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учащихся, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития творческого мышления на занятиях изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что мышление на занятиях изобразительного искусства носит активный творческий характер.

6. Применяемые практические методы, направленные на развитие творческого мышления обучающихся.

Чтобы проследить развитие творческого мышления учащихся, на первом этапе работы проводилась диагностика учащихся, для распределения их на две группы : 1. дети, легко осуществляющие мыслительную деятельность “Мыслители”. 2. дети легче осуществляющие художественную деятельность “Художники”. (Приложение 1) После диагностики творческих способностей обучающихся следует второй этап исследования, где используются цветовые тесты, задания, игры, направленные на развитие творческого мышления.

Чтобы разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие творческого мышления учащихся, нам необходимо знать, какие умения необходимо для этого сформировать.

Главной задачей нашего опыта является формирование следующих умений:

- воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти; - угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; - воссоздать внешний облик предмета на основе какой-либо его части; - узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы; -комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов; -находить в двух и более объектах общие и различные признаки; - узнавать объект по описанию возможных действий с ним; - переносить действия, применяемые к одному предмету на другой; -составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте; - располагать предметы в порядке убывания и возрастания, какого либо свойства; - находить действия противоположные по значению (увеличить-уменьшить, разрезать-соединить). Таким образом, выделяем 2 группы относительно умений:

1 группа - связана с развитием представлений, 2 группа - с развитием умственных действий.

Для развития творческого мышления, развития особенностей сенсорной сферы ребенка, нравственно-эмоциональной отзывчивости на окружающий мир и его явления, обеспечивающие в совокупности художественно-эстетическое восприятие действительности, развитие мелких мышц рук, ребёнок на занятиях изобразительным искусством должен последовательно прожить несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

I этап - психологическое вхождение в занятие (сообщение новостей каждого ребенка и показ рисунков). На этом этапе обязательная оценка педагога. II этап - познавательный (новость от учителя, как правило, сопровождается каким-либо заданием на развитие наглядно-действенного мышления). III этап - работа в альбомах (дети копируют рисунки, рисуют по памяти, дорисовывают рисунки и т. д.). IV этап - игра на эмоционально-чувственное развитие ребенка (работа с отражением своего настроения на листе). V этап – завершающий (дети делятся впечатлениями, устраивается мини-выставка). Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Формы и методы развития творческого мышления на занятиях изобразительного искусства.

Для успешного прохождения всех этапов необходимо использовать следующие методы в работе:

- беседы, опросы, рассказы, сочинение сказок (направлены на формирование сознания); - наблюдения, упражнения, самостоятельное рисование (направлены на организацию деятельности); - похвала, соревнования, выставки, развивающие игры, поощрения (направлены на стимулирование деятельности); - контроль: устная оценка, специальная диагностика.

Активно используются формы работы: индивидуально-групповые и дополнительные формы (выставки, экскурсии в музей, в парк, участие в городских мероприятиях).

Важным в работе является использование сенсорных систем ребенка. 1. Осязание. Задания типа «Нарисуй, что лежит в мешочке», ребенок рисует, ощупав предмет. 2. Зрение. Прежде, чем нарисовать что–либо, дети смотрят и наблюдают за данным объектом. 3. Звук. Учимся определять источник звука. В одинаковые пузырьки кладем различные предметы : рис, фасоль, сахар, камушки, кнопки и т. д. Ребенок определяет по звуку, чем он наполнен. 4. Музыка, создает атмосферу происходящих событий. Процесс рисования сопровождается классической, инструментальной музыкой.

Приемы работы:

1. Ассоциативное рисование. 2. Релаксация. 3. Медитация (способ обучения релаксации). 4. Фантазия.

7. Система учебно-творческих заданий по развитию творческого мышления

Использование различных психотерапевтических техник

1. Рисование нитками на бархатной бумаге. 2. Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен). 3. Рисунки-игры (Стенли Киссель) 4. Техника разрывания бумаги (Кети Дейвис) 5. Игры с коробками (Беррелл Маллери и Рэндал Мартин) 6. Развивающие игры (из опыта психолога А. Д. Андреевой).

Использование цветовых тестов-задач (Приложение 2)

1. Тест: Игра “Закорючка” 2. Тест: “Я чайник” 3. Тест: “Тайна отпечатков” 4. Задание: “Фантазеры”. 5. Задание: “Волшебник”.

Использование нетрадиционных техник рисования (Приложение 3)

1. Рисование мыльными пузырями 2. Монотипия 3. Граттаж 4. Рисование пластилином 5. Рисование крупами 6. Кляксография и др.

8. Уровень сформированности творческого мышления ребенка.

1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.

2. Гибкость использования идей. В результате ее детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся :

• типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т. д.);

• рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

3. Оригинальность мышления. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующее выводы:

- Предполагаю, что система творческих заданий, игр и упражнений, которые я буду использовать на занятиях изобразительного искусства, и эффективное использование комплекса педагогических условий, увеличат уровень развития творческого мышления и помогут тем самым решить поставленные задачи.

- используемые формы обучения увлекут своей необычностью проведения, принесут радость и удовлетворение педагогу и воспитанникам, расширят кругозор, разовьют творческое мышление, дадут стабильные положительные результаты;

- я надеюсь, что при дальнейшей работе, направленной на развитие творческого мышления разница в работах детей первой и второй групп «мыслителей» и «художников» должна почти исчезнуть. Работы “мыслителей” должны стать разнообразней, интересней, оригинальней, более творческими. Исчезнуть сдержанность в цвете, должна появиться способность видеть оттенки цветов и их взаимодействие, что говорит о развитие фантазии, воображения и мышления, а также улучшений в эмоциональной сфере ребенка.

- воспитанники, с более развитым креативным мышлением, смогут занимать призовые места на муниципальном и федеральном уровнях.

Инструменты оценки результатов

- наблюдение -тесты -опросы -творческие задания -конкурсы -фестивали

Заключение.

Творческое мышление является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т. д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое мышление на занятиях изобразительного искусства у учащихся младшего школьного возраста. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».

Ресурсное обеспечение

1. Дидактическое обеспечение: (схемы, плакаты, иллюстрации).

2. Научно-методическое обеспечение: авторская учебная программа дополнительного образования «Сувенир», методическое пособие «Технология творческого мышления», 2005 г., методическое пособие «Творческое развитие учащихся», Курушина, 2009 г.

3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: психотерапевтические техники, анкетирование, тренинг врождённых методов мышления.

4. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для учащихся.

5. Кадровые ресурсы: педагог, прошедший подготовку по внедрению системы деятельности педагога в образовательный процесс, направленную на повышение уровня развития творческого мышления младших школьников, комплекса педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию на занятиях изобразительного искусства.

Публикации по теме:

«Развитие психологических процессов: воображения и мышления у детей 4–5 лет через дидактическую игру». ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Мустафина Надежда Георгиевна воспитатель ТЕМА: «Развитие психологических процессов: воображения и мышления у детей.

Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО «Рисунок придаёт вещам форму, Краска- жизнь. Она божественное дыхание, Которое всё оживляет». Денни Дидро Развитие творческого потенциала.

Развитие творческого потенциала дошкольников через применение нетрадиционной техники-пластилинографии Маленькие дети – большие творцы! Неутомимо они трудятся, чтобы создать свою собственную волшебную страну, где происходят настоящие чудеса.

Консультация для родителей «Развитие творческого мышления при обучении детей отгадыванию загадок» Гутько Ирина Николаевна воспитатель ТМБ ДОУ «Забава» г. Дудинка Красноярский край Консультация для родителей Тема: «Развитие творческого.

Консультация для воспитателей «Изобразительное искусство в дошкольном возрасте» Авторы: Тарасова Е. Б. - воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 21" г. Усолье-Сибирское; Фархутдинова А. И. - воспитатель, МБДОУ "Детский № 21".

Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений» «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения.

Развитие логического мышления через математические игры. Проект «Развитие логического мышления через математические игры». Составила: Томилина С. В. Паспорт проекта. Актуальность: на современном.

Развитие творческого потенциала личности ребенка через приобщение к искусству оригами «Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы И поклевали то; Иное упало на места каменистые, где.

Статья «Изобразительное искусство» Творческий альманах «Калейдоскоп идей» (из опыта работы учреждения социального обслуживания семьи и детей Приморского края по развитию творческих.

Статья «Развитие познавательного интереса обучающихся через внеклассную работу» Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «Изобразительное искусство»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 01:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД