Лучший педагог года

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе освоения им региональной культуры

Ирина Турова
Развитие творческого потенциала ребенка в процессе освоения им региональной культуры

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

К. Паустовский

Актуальность темы обусловлена гуманистическими тенденциями, существующими в современном образовании и его ориентацией на личность ребёнка. Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека.

У каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои сказки, и все они должны передаваться из поколения в поколение. Ребёнок начинает любить то, что любит его народ. В каждой области, крае, городе, деревне, станице существуют свои особые традиции, очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы родились и живем.

Публикация «Развитие творческого потенциала ребенка в процессе освоения им региональной культуры» размещена в разделах

В нашем детском саду реализуется программа (под редакцией Васильевой). Авторы данной программы делают акцент на истории Российского государства. Проанализировав содержательный аспект программы в разделе «Социально-нравственное воспитание» коллектив МБДОУ пришел к выводу, что детям необходимо прививать любовь к своей Малой Родине знакомясь с историей своего края, традициями и обычаями.

Приобщение дошкольников к народным традициям - задача сложная.

С 2002 года в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется региональному компоненту воспитания. Проделанную работу в этом направлении условно можно разделить на три этапа:

Первый этап - «Организационно-исследовательский»

По «крупицам» собиралась методическая литература о Донском крае, с казаках, иллюстрации, аудиозаписи, видеозаписи. С помощью родителей и педагогов было изготовлено нестандартное музыкальное оборудование. Для пополнения знаний педагогов и родителей мною была составлена справочно- информационная папка «Обряды и праздники на Дону». Совместно с родителями и воспитателями была оборудована театральная костюмерная. Родители стали активными помощниками в изготовлении казачьих костюмов, декораций, в сборе музыкального материала, и др.

На втором «Развивающем» этапе была поставлена цель: создать дополнительные условия в детском саду для формирования у дошкольников представлении об историческом, этнонациональном, природном своеобразии родного края, духовных и нравственных традициях казачества.

На данном этапе я и педагоги продолжали выполнять функцию руководителя, но не подавляли детей, а поддерживали их стремление к творчеству, совершенствовались методы работы с детьми, воспитателями и родителями.

Для развития эмоционально-творческих способностей детей в 2010 году в МБДОУ были созданы - фольклорный ансамбль казачьей песни «Лейся песня» (в его состав вошли сотрудники детского сада и родители воспитанников) а также, детский казачий кружок «Калинка» (старшая, подготовительная группы). Вне занятий кружковцы наряжаются и идут в группы поздравлять всех с Новогодними Святками, совместно со взрослыми обыгрывают обряды. Участники ансамбля родители и воспитатели исполняют песни, инсценируя их вместе с детьми, удивляя зрителей совместным творчеством :

- сочиняя несложные плясовые движения и их комбинации;

- на заданную поговорку, небольшой стишок - придумывают мелодию;

- импровизируют на шумовых музыкальных инструментах.

Песенное творчество донских казаков - яркое и своеобразное, оно отличается богатством жанров, ярко выраженным стилем, особой манерой исполнения. В хоровых партиях донских песен нет басовых партий; мужские голоса поют в высоком регистре звонко, проницательно. Особая прелесть казачьих песен - солирующий голос «Дискант», исполняемый мужским голосом Дети с интересом слушают казачьи песни, сравнивают их по характеру, жанру, выразительным средствам, с воодушевлением ведут беседу о сюжете в песни. Многие казачьи песни складывались без музыкального сопровождения, поэтом} они удобны для детского голоса (5-6 звуков). Песни певучи, ритм несложный, чередование «четвертных» и «восьмых», частые повторы слов; простая запоминающаяся мелодия. Казачья песня отличается интересными распевами повторами слов, фраз, которые очень нравятся детям.

Чтобы научить такого ребенка чисто интонировать, нужно с одной стороны научить ребенка вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой - правильно воспроизводить ее координируя голос со слухом.

Для этого я использовала ряд методических приемов:

- проигрывание мелодии песни на фортепиано, квинтете, баяне, металлофоне, чтобы дети лучше запоминали мелодию;

- пропевание мелодии педагогом, чистопоющими детьми в медленном темпе с сопровождением или без него;

- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;

- упражнение на подстраивание голоса к сыгранному звуку;

- чистопоющим детям загадывала музыкальную загадку, т. е. угадать мелодию знакомой песни;

- пропевание несложных мелодий ( Например: «ре-ми=фа-ми-ре» нужно пропеть со звуком «А», затем на полтона выше со звуком «О»;

- пропевание нисходящих трезвучий на гласных «и-а-у», «е-о-а»;

- пропевание музыкальных фраз с разной интонацией.

В увлекательной игровой форме дети знакомятся с праздникам:

Календарными - «Покровская ярмарка», "Как пошла коляда по станице гулять", «Широкая масленица», «Ивана Купала», "Пасха";

Фольклорными - "Как у нас было на Дону", "Мы пришли Дона- Батюшю, величать", «День рожденья казачки Дуняши», весенний казачий фестиваль «Ай да казачата»;

Обрядовыми: «Казачьему роду нет переводу», «Один день в казачьей станице», «Проводы казака на службу», «Крещение казака» и др. Встречи с детьми превращаются в праздник казачьей песни, шутки и пляски.

Любимые гости на казачьих праздниках: дед Щукарь, лихой казак Григорий, казачка Аксинья, бабушка Миланья, щука, кум и кума, гнедой конь Воронок, корова Глаша и другие. Дед Щукарь - шутник, любимец детей, весельчак, затевает с детьми разные игры и забавы, просит казачат спеть ему и сплясать. При подготовке таких мероприятий происходит межгрупповое общение, дети «заряжаются» духом творчества, дружелюбия, сопереживания - это создает атмосферу увлеченности, радости, эмоционального комфорта в детском коллективе.

Для развития музыкально-творческих способностей совместно с воспитателями и родителями оборудованы «развивающие музыкальные уголки», где региональная тема находит свое отражение в иллюстрациях казачьих песен, схемах - моделях казачьих плясок, схемах- моделях содержания и характера музыки, а также они оснащены всем необходимым для прослушивания и обыгрывания песенно-танцевального и музыкального материала.

Эмоциональный отклик к региональной музыке обеспечивает развитие устойчивого интереса на сценическое действие, желание петь, плясать, играть, творить.

Третий этап - «Итогово-результативный»

В МБДОУ создана предметно-развивающая среда, способствующая возникновению интереса к музыкальной культуре и традициям Дона. Определенные традиции сложились и в нашем дошкольном учреждении:

1. Круг. Для решения своих дел казаки собирались на общий круг. После прихода в детский сад, дети собираются в круг для приветствия друг друга, планирования дня сегодняшнего, что будут делать все вместе, что каждый решил для себя. Вечером это мысленное возвращение к прожитому дню, рассказывание обо всем хорошем, какие сделаны полезные дела каждым и вместе.

2. Семейно-бытовые традиции. Была казачья медаль «За усердие». Ее вручали за усердие в семейной жизни. Это награда была почетной. Человек, у которого не все ладилось в семейной жизни, не мог рассчитывать на продвижение по службе. В каждой группе детского сада действует уголок добра, где фиксируется нравственный поступок, а в конце недели дети решают самостоятельно, какую награду и кто заслужил, высказываясь по поводу вручения каждой.

3. Культурно-исторические традиции. Учитывая высокий уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников, наиболее ярко представлены в детском саду формы праздничного общения, принятые на Дону: «Крещение казака», «Проводы казака в поход», «Встреча казака с похода», «Один день в казачьей станице», «Святки на Дону», «Широкая Масленица», «Покровская Ярмарка в казачьем краю» и др.

4. Улицы. Осенью и ранней весной, когда у казаков было меньше работы, все население станицы собиралось вместе. Старики обсуждали, разные события, а молодежь состязалась в ловкости, смелости, водили хороводы и пели. В детском саду еженедельно с детьми проводятся развлечения разной направленности (спортивные соревнования, казачьи игры и др).

5. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя достойно на улице. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском корпусе или гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал и поздравлял сам атаман. В детском есть традиция: в дни зимних каникул в детский сад приглашаются бывшие выпускники для встречи с «подготовишками», которые дают интервью о школьной жизни. Проходит это в музыкальном зале, бывшие дошкольники отвечают на вопросы будущих первоклассников. Заканчивается встреча чаепитием.

6. Особое место в жизни донцов имели обряды, приуроченные к святкам (длившиеся от Рождестьа Христова до Крещения). В детском саду дети разучивают специальные песни - колядки, вместе с воспитателем готовят обрядовое блюдо (под Рождество - это кутья постная, под старый Новый год - это вареники с сюрпризами) и поздравляют в группах друг друга, а также всех сотрудников, получая за это подарки, конфеты.

7. Неделя театральных встреч (конец марта) по мотивам произведений донских писателей, легенд о родном крае.

Дети в повседневной жизни самостоятельны в творчестве, используют музыку Родного края: напевают казачьи песни, сочиняют шуточные частушки, подыгрывают на музыкальных инструментах, продумывают декорации, элементы казачьих костюмов. Дети переживают за общее дело, стараются помочь друг другу, проявляют творческие способности, индивидуальность.

В совместной деятельности с педагогами и родителями найдены интересные формы работы: круглый стол, практикум, беседа, консультации, концерты, «семейный клуб».

Наш МБДОУ работает в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями социума: Школой Казачьей культуры, фольклорными коллективами ГДК им. «Чиха». Воспитанники детского сада выступают с совместными концертами с учащимися казачьей школы.

Нашу жизнь трудно представить без лазоревой степи, без золотых разливов пшеницы, без родных белопесчаных берегов Дона-батюшки, без замечательных людей - наших земляков. Нельзя без музыкальной культуры своей малой Родины любить свой Край, природу, своих предков, знать историю своего народа.

Публикации по теме:

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным.

Экскурсия — одна из форм патриотического воспитания в ДОУЭкскурсия — одна из форм патриотического воспитания в ДОУ "Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца" К. Паустовский. В детские годы формируются основные качества человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала ребенка в процессе освоения им региональной культуры
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 22:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД