Лучший педагог года

Развитие творческой инициативы дошкольников

Марина Ситник
Развитие творческой инициативы дошкольников

Поддержка и развитие детской инициативы - это важнейшая часть педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка, в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Мы продолжаем работу, начатую в этом направлении в прошлом году, и убеждаемся, что инициативность является непременным условием развития ребенка. Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное дело другим детям, стремится к общению, организации игр, созданию творческих продуктов.

Публикация «Развитие творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах

Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. ввели понятие «творческая инициатива». Под творческой инициативой понимают включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень. Ребенок многократно воспроизводит понравившиеся условные игровые действия, содержание которых зависит от имеющейся игровой обстановки.

2-й уровень. Дошкольник имеет первоначальный замысел, называет роль; видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; развертывает сюжет в рамках привычных событий, используя условные действия и ролевую речь; в процессе игры может менять сюжеты и роли, не заботясь об их связности.

3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует разные сюжетные эпизоды в новый, оригинальный сюжет; может осознанно использовать смену ролей; замысел может воплощаться преимущественно в речи (придумывание историй) или в режиссерской игре с игрушками-персонажами.

Главное, что ребенок получает в игре – возможность взять на себя роль, удовлетворение потребности быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка:

1) ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) ребенок учится подчинять свои желания правилам игры, появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

3) действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Выполняя различные роли, ребенок начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека - представить другой взгляд и другую точку зрения.

4) формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

5) ролевая игра имеет решающее значение для развития творческого воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей - в результате дети приобретают способность к творческому воображению.

Чем лучше развито воображение, и чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее деятельность ребёнка, его игра, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В нашей группе мы делаем всё для развития детской инициативы - обогащаем предметно-развивающую среду, поддерживаем идеи детей, постоянно создаем проблемные ситуации в разных видах деятельности. Наше общение строится на принципах любви, понимания и терпимости, так как только такая позиция, а не авторитарное общение, является условием развития творческой инициативы детей.

Особое внимание мы уделяем сюжетно-ролевой игре. В старшей группе мы проводили НОД в форме сюжетно-ролевой игры «Идем в кино». В подготовительной группе по инициативе детей возникли такие игры, как «Почта», «Библиотека», «Школа», «Геологическая экспедиция», которые широко развивались при поддержке, косвенной помощи и партнерской позиции воспитателей.

Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками - это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Мы с ребятами увлеклись анимацией в прошлом году и сняли мультфильм «Одинокий ослик» по сказке Г. Цыферова.

В переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление. Это передача движения с помощью последовательности рисунков или кадров. Более привычный для нашей страны термин «мультипликация» произошел от латинского слова «мульти» – «много» и соответствует технологии многократного размножения рисунка. Анимация и мультипликация – это разные определения одного и того же вида искусства.

История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление оживить рисунки прослеживается по изображениям бегущих спортсменов или охотников древних цивилизаций. Первые реальные анимационные фильмы появились в начале XX века. В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», все роли в фильме выполняли засушенные насекомые.

Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней, американский режиссер, художник и продюсер. В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г.

Давайте вспомним пластилиновые советские мультфильмы: «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»; кукольные советские мультфильмы: «Варежка», «Крокодил Гена», «38 попугаев», «Домовёнок Кузя».

Давно известны способы создания мультфильма без использования технических средств.

Способ 1, самый простой – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. Или верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой.

Способ 2 основан на принципе быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение - эффект игрушек-вертушек.

Виды анимации сегодня:

графическая (рисованная) анимация, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере;

объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям;

компьютерная анимация, в которой объекты создаются с помощью компьютера.

Есть и другая классификация на основе технологий создания мультфильма. Технологии создания мультфильмов, используемые традиционно:

перекладка – передвижение плоских персонажей и декораций происходит путем их перемещения по плоского фону. В этой технике можно создать мультфильм–рисунок, пластилиновый мультфильм, мультфильм–оригами, мультфильм–аппликацию.

сыпучая анимация - использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др., движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.

предметная анимация - перемещение объемных персонажей и декораций в трехмерном пространстве; возможность использования природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины.

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника является развитие информационно-коммуникационных технологий. Сегодня мультфильмы играют большую роль в развитии ребенка-дошкольника.

Как показывает статистика, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% хотели бы сами научиться их создавать. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей.

Анимационная деятельность в образовательном процессе – это новый универсальный способ развития ребенка в современном визуально и информационно насыщенном мире.

Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития творческой инициативы детей дошкольного возраста.

Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, анимационная деятельность позволяет решать задачи в пяти образовательных областях:

социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, формирование навыков работы в творческом коллективе над созданием общего продукта с распределением ролей и задач, сплочение детского коллектива, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

познавательного развития (формирование произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти, воображения и мышления; поддержка устойчивого интереса, познавательной мотивации, формирование представлений о создании мультфильма, развитие начальных умений работы с современной цифровой техникой);

художественно-эстетического развития (воспитание культуры восприятия художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам, самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма, раскрытие творческого потенциала воспитанников);

физического развития (развитие мелкой моторики рук).

В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, конструирование.

Владея технологией создания мультфильмов, воспитатель может применять ее в своей педагогической практике.

Этапы работы над мультфильмом следующие:

1) продумывание замысла.

2) подбор сюжета, сценария.

3) выбор анимационной техники.

4) подготовка фона, декораций и персонажей.

5) съемка фильма по эпизодам.

6) монтаж в компьютерной программе (Windows Movie Maker, озвучивание.

7) совместный просмотр и обсуждение мультфильма.

В этом году мы продолжили заниматься анимацией, так как это один из эффективных инструментов развития детской инициативы. Мы сняли мультфильм по русской народной сказке «Снегурочка», обучающий мультфильм «Огород» и познавательный мультфильм «Космическое путешествие Крошки Енота».

Список использованных источников и литературы.

1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М. : Робинс, 2012.

2. Гусакова А. А. Мультфильмы в детском саду. - М. : ТЦ «Сфера», 2010.

3. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.

4. Интернет- ресурс wikipedia.org

5. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8.

6. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007.

7. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006. 64 с.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10.

Публикации по теме:

Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны.

Развитие инициативы у дошкольников посредством нетрадиционного рисования Видео Данный фильм рассказывает о том как развивать детскую инициативу дошкольников по средствам нетрадиционного рисования. был сформулирован.

Конспект открытого занятия по развитию творческой инициативы детей «Карлсон в гостях у ребят» во второй младшей группе Цель: закрепить знания правил дорожного движения. Задачи: - формировать представление детей о транспорте, его видах (воздушный, водный,.

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы у дошкольников» Сафонова Марина Викторовна МДОУ ЦРР №28 "Огонёк" Воспитатель высшей категории Развитие детской инициативы у дошкольников. В соответствие.

Развитие детской инициативы через организацию конструктивной деятельности в ДОУ Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди, которые вырастают из инициативных детей. Важнейшим условием.

Развитие инициативы у детей с ОВЗ Развитие инициативы у детей с ОВЗ Учитель – логопед МАДОУ ДСКН № 3, г. Сосновоборска Веревкина Т. Н. (1 слайд) «Еще не все колеса изобретены:.

Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования «Детское экспериментирование – одна из форм организации.

Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности (группа 2-14) 2 файл. Для придания новой теме сюжетности,.

Развитие творческой активности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности оздоровительной деятельности Чурсина Ольга Анатольевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «ЦРР – д/с№6» Слайд 1 Роль физического.

Тезисы «Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников»Тезисы «Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников» Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников 1 слайд. Здравствуйте! Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой инициативы дошкольников
Опубликовано: 21 июля 2017 в 20:25
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД