«Развитие творчества — прямой путь к здоровью»

Ирина Кобозева
«Развитие творчества — прямой путь к здоровью»

Радость творчества — прямой путь к здоровью

«Развитие творческих способностей детей посредством художественно-творческой деятельности».

Духовная жизнь ребенка полна лишь,

тогда, когда он живет в мире сказок

творчества, воображения, фантазии

а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимает период детства — время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой.

К старшему дошкольному возрасту творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение — ведущей психической функцией. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка.

Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает художественно-творческая деятельность. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Поэтому цель взрослого — помочь ребенку научиться владеть языком искусства как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.

В дошкольном возрасте необходимо помочь детям раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Поэтому приоритетным в моей самообразовательной деятельности стала работа с детьми с ФФНР по теме «Развитие творческих способностей детей посредством художественно-творческой деятельности».

Главная цель - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества, понимания закономерностей решения проблемных ситуаций, фантазирования.

Поставленная цель определила задачи:

1. Развитие творческих способностей и воображения детей как основы творческой деятельности;

2. Активизация мыслительных процессов (образной, ассоциативной памяти, внимания, мышления) и познавательного интереса;

3. Развитие коммуникативных качеств, овладение навыками общения; создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания.

Для реализации перечисленных задач, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности, организовала кружок «Раз-словечко, два - словечко».

Работа с ребенком — процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов и приёмов, облегчающих детям выражения их чувств через рисование, пение, драматизацию, бесконечно:

Развитие творческого мышления реализуется через нестандартный взгляд на систему преодоления психологической инерции, через эмпатию и использование приёмов фантазирования;

Развитие произвольной памяти и внимания, наблюдательности происходит через игры, с использованием приёмов ассоциации;

Развитие речи, речевого дыхания, умения пользоваться интонациями – через пальчиковые игры, игры со звуком и словом (испорченный телефон, игра со свечой);

Развитие пространственного воображения, координации и мелкой моторики, закрепление навыков по изодеятельности происходит в процессе творчества;

• Совершенствование двигательных способностей, развитие пластической выразительности, умения создавать образы с помощью жеста и мимики – в игре («След в след», «Поймай хлопок», «Телепаты», «Одно и тоже по-разному», «Осенние листья» и др.);

• Активизация познавательного интереса, развитие инициативности- через беседы на интересующие темы;

• Умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными- через игровые ситуации («Летает - не летает», «Тень», «Угадай, что я делаю», «Превращения»;

• Воспитание доброжелательности и коммуникабельности в общении со сверстниками происходит в совместной деятельности детей;

Развитие умения рассказывать сказку от имени разных героев, умения придумывать свою – через работу со скороговорками и стихами, чтение художественных произведений;

Развитие творческих возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляется в интересной и доступной для них театрализованной деятельности, которая воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством, позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов.

В своей работе реализую принцип индивидуального подхода, традиционные формы работы сочетаю с нетрадиционными, используются все виды детской деятельности (игра, художественно-речевая деятельность, познавательная и др.). При выборе материала исхожу из психофизических особенностей ребёнка, его интеллектуального и личностного развития. Творчески использую элементы ТРИЗ для активизации творческого мышления детей.

Для успешной реализации работы по развитию художественно - творческих способностей мной были созданы условия, которые способствуют раскрытию личности ребёнка:

- оборудована «театральная зона», где ребёнок может побыть и прорепетировать роль перед зеркалом или посмотреть иллюстрации книги, взять в руки пальчиковый театр, настольный театр;

- оборудована «зона детского творчества», где ребёнок имеет возможность заняться изодеятельностью по своему желанию (рисование, лепка, аппликация);

- созданы необходимые условия для развития творческой активности: пальчиковый, настольный, плоскостной театры, иллюстрации, костюмы, маски;

- обновляется материал, ориентированный на интересы детей,

развитие их любознательности и поиска к экспериментированию, моделированию при подготовке атрибутов, декораций;

- организована доступность разнообразного материала.

Одним из аспектов моей деятельности стала работа с родителями воспитанников, которую я осуществляла в форме сотрудничества, старалась активнее привлекать к процессу творческого развития их детей. Постоянно проводила разъяснительную и образовательную работу (беседы, консультации, папки-передвижки, организовывала совместные мини-выставки, посещение театра. Подтверждение правильности выбора направления моей работы по данному вопросу отразилось в том, что родители стали чаще интересоваться успехами своих детей, активнее участвовать в жизни детского сада.

Грамотно спланированная и проведённая работа по творческому развитию детей с ФФНР показала следующие результаты:

• Наблюдается рост активности мыслительных процессов детей, их суждения свидетельствуют о любознательности, умении сравнивать, делать выводы, образно мыслить, что положительно сказывается на результатах усвоения материала общеобразовательной программы;

• Возросла степень активности детей в самостоятельной деятельности;

• Улучшились внутригрупповые отношения, возросло групповое сотрудничество, что благоприятно сказывается на психоэмоциональной атмосфере в группе;

• Повысился интерес к сверстникам, их делам и поступкам, дети стали более внимательны друг к другу, дружелюбны;

• Речь воспитанников стала богаче, ярче, повысился уровень коммуникативности.

Работая над проблемой развития творческих способностей детей посредством художественно-творческой деятельности, сделала следующие для себя выводы:

— внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям

творческой активности детей;

— видеть потенциальные творческие способности в каждом;

— формировать достаточно высокую самооценку у ребёнка;

развивать свою собственную креативность, повышать компетентность.

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте

творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети,

важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

«Развитие творчества — прямой путь к здоровью»
Публикации по теме:

Не много об моей работе Здравствуйте, всем! вот решила наконец-то создать блог, тут я новичок, но с чего то надо начинать Я работаю музыкальным руководителем. Творчество.

Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем»Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем» Программа кружка словесного творчества "Творим, выдумываем, сочиняем"Программа по развитию словесного творчества детей 5-7 лет базируется.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
«Развитие творчества — прямой путь к здоровью»
Опубликовано: 14 ноября 2012 в 15:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...