Папки-передвижки

Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий

Наталья Ашенкова
Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий

Актуальность:

Актуальность состоит в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий» размещена в разделах

Исходя из положения, что главным принципом образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова является принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, вёлся поиск наиболее результативной технологии для осуществления процесса формирования личности ребенка в различных видах деятельности, в том числе и изобразительной.

Первый же анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических СМИ) выявил проблему: в массовой практике часто подменяется работа по обучению детей нетрадиционным техникам изображения. При этом сама организация занятий зачастую остаётся классической - объяснение техники, использование образцов, единое для всех детей задание. Вторая тенденция заключается в том, что детям в качестве рефлексии при решении творческий задачи предлагают нарисовать своё решение. При этом обучающий момент не имеет для педагога ценности - важно просто получить детский рисунок имеющимися в арсенале малыша средствами. Таким образом, стало очевидным, что эта тактика не обеспечивает формирования навыков экспериментальной деятельности и самостоятельной работы с проблемами.

Цель:

Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

Обучающие

1. Формирование художественного мировосприятия.

2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.

3. Формирование навыков обращения с изобразительным материалом :

- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка,

используя нетрадиционные техники рисования;

- овладение техническими приемами работы с различными материалами.

4. Формирование художественной грамотности:

- ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный);

- изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);

- обучение предметному рисованию;

- обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ творческого характера.

Развивающие

1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.

2. Развитие эстетической восприимчивости.

Воспитательные

1. Воспитание художественного вкуса.

2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.

Концептуальность:

Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е. А. Флериной (1940, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой (I960, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др., красками гуашь и акварель и др.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т. С. Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Эту же позицию разделяет И. Л. Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что выявлены доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, такие как: акварельные мелки, рисунок кистью, монотипия, работа с губкой и матрицами, гравюра на картоне, коллаж и т. д. ; раскрыта зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработаны педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник.

Наметила предполагаемый результат в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий.

В результате работы предполагается, что у детей сформируется устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования;

- способность совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение….;

- способность разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности.

- способность уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

- демонстрировать понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности, проявлять эстетическое чувство в процессе…;

- способность самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;

- способность привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.

У родителей повысится заинтересованность к творческим способностям ребенка, желание совместно творить.

Мною была разработана рабочая программа по художественно - эстетическому воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми 4, 5, 6 летнего возраста.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра, но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.

Главной целью программы является развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения, развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

Программа построена в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование нетрадиционные техники рисования.

При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Работая по программе «Волшебная кисточка», я убедилась, что систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Оценка результативности программы проводится также по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Публикации по теме:

«Осенний портрет»«Осенний портрет» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….».

Конкурс «Воспитатель года-2014»Конкурс «Воспитатель года-2014» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Хочу с вами поделиться радостью. Я заняла 3 место в городском конкурсе "Воспитатель года - 2014". Я очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 19:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД