«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

Ольга Табакова
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

Специалисты бьют тревогу: профессия ученого становится мало привлекательной, а наука рассматривается в одном ряду с магиеей и колдовством. Однако современное развитие любой страны не мыслимо без науки. Это значит, что мы должны воспитывать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных сотрудников (не зависимо от того, станут ли они учеными в будущем).

Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способность формированию основ научного мировоззрения.

Я составила программу по экологии кружка «Любознайка» на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и на основе книг: «Экспериментальная деятельность» Г. П. Тугушевой, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького, «Секрет природы – это так интересно!»Л. В. Ковинько и др. и рассчитала на 2 учебных года. На кружке дети в игровой форме знакомились с живой и неживой природой, проводили и проводят опыты, эксперименты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, кружковой работы прошлых лет по экологическому воспитанию дошкольников, позволил выделить те разделы, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно – тематический план кружка «Любознайка». Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, мини-лаборатория, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования, а также другие исследовательские наборы). Имеется посуда (стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка) лупы, воронки, глина, песок, камни, злаки растений, семена. Игрушки природоведческие. Куклы: Незнайка, Айболит, Чипполино и другие. Папки, тетради, альбомы и многое другое.

В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения – эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.

После проведения опытов, экспериментов на занятии и в свободное время в ДОУ, дается задание родителям по закреплению пройденного материала.

На родительском собрании на тему: «Как помочь ребенку почувствовать жизнь природы и ощутить себя ее частью». Обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накоплением опытом. Родители принимали участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнение творческих заданий например: приобретение луп, посуды и другого оборудования, сбор природного материала, выполнение заданий совместно с детьми: «Наблюдаем дома вместе с ребенком за растениями, рыбками, кошкой, собакой», «Цветные льдинки», «Вода-растворитель».

Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм, опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях и играм в свободное время (например: опыты с неживой природой проводятся после ознакомления на занятиях, прогулках ИЗО деятельности). При оценке сформированности деятельности экспериментирования (т. е. диагностике) необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т. е. качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. Важен не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования и оценивается не результат, а как думает, рассуждает ребенок.

Итак! Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Использовала литературу.

Справочник «Старшего воспитателя ДОУ» №2 2009г. стр. 42

Публикации по теме:

Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка в условиях гуманитарно-образовательной среды ДОУРазвитие ценностно-смысловой сферы ребенка в условиях гуманитарно-образовательной среды ДОУ Педагогический совет Тема: РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ Цель: Реализация.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).
Опубликовано: 13 ноября 2012 в 22:23
+26
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...
«К нам приходит новый год»
«К нам приходит новый год» Действующие лица: Ведущий , Снегурочка, Снеговик, Кикимора, Дед Мороз ( роли исполняют взрослые) ; зайчики, елочки, снежинки ,...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Звук [Ц]....
Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,...
Фотоотчет. Мое новогоднее перевоплощение!
В конце декабря, как и во всех детских садах, в нашем прошли новогодние утренники. В этом году я приняла активное участие в этом предпраздничном событии. Я...