«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

Ольга Табакова
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

Специалисты бьют тревогу: профессия ученого становится мало привлекательной, а наука рассматривается в одном ряду с магиеей и колдовством. Однако современное развитие любой страны не мыслимо без науки. Это значит, что мы должны воспитывать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных сотрудников (не зависимо от того, станут ли они учеными в будущем).

Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способность формированию основ научного мировоззрения.

Я составила программу по экологии кружка «Любознайка» на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и на основе книг: «Экспериментальная деятельность» Г. П. Тугушевой, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького, «Секрет природы – это так интересно!»Л. В. Ковинько и др. и рассчитала на 2 учебных года. На кружке дети в игровой форме знакомились с живой и неживой природой, проводили и проводят опыты, эксперименты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, кружковой работы прошлых лет по экологическому воспитанию дошкольников, позволил выделить те разделы, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно – тематический план кружка «Любознайка». Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, мини-лаборатория, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования, а также другие исследовательские наборы). Имеется посуда (стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка) лупы, воронки, глина, песок, камни, злаки растений, семена. Игрушки природоведческие. Куклы: Незнайка, Айболит, Чипполино и другие. Папки, тетради, альбомы и многое другое.

В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения – эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.

После проведения опытов, экспериментов на занятии и в свободное время в ДОУ, дается задание родителям по закреплению пройденного материала.

На родительском собрании на тему: «Как помочь ребенку почувствовать жизнь природы и ощутить себя ее частью». Обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накоплением опытом. Родители принимали участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнение творческих заданий например: приобретение луп, посуды и другого оборудования, сбор природного материала, выполнение заданий совместно с детьми: «Наблюдаем дома вместе с ребенком за растениями, рыбками, кошкой, собакой», «Цветные льдинки», «Вода-растворитель».

Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм, опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях и играм в свободное время (например: опыты с неживой природой проводятся после ознакомления на занятиях, прогулках ИЗО деятельности). При оценке сформированности деятельности экспериментирования (т. е. диагностике) необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т. е. качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. Важен не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования и оценивается не результат, а как думает, рассуждает ребенок.

Итак! Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Использовала литературу.

Справочник «Старшего воспитателя ДОУ» №2 2009г. стр. 42

Публикации по теме:

Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка в условиях гуманитарно-образовательной среды ДОУРазвитие ценностно-смысловой сферы ребенка в условиях гуманитарно-образовательной среды ДОУ Педагогический совет Тема: РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ Цель: Реализация.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).
Опубликовано: 13 ноября 2012 в 22:23
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...